Wiesel: высокоэффективная технология обработки съемных прицепов на логистических терминалах
Повышение скорости обработки различных грузов внутри логистических терминалов или распределительных центров является ключевой задачей для многих предприятий. Для выполнения подобных операций в нашей стране традиционно применяются обычные грузовики, что зачастую неэффективно: пока машина осуществляет перевозку, загрузка ее кузова невозможна. Это является существенной проблемой для любой компании из-за необходимости содержания большого автопарка.
В 1995 г. немецкими инженерами была изобретена машина, получившая название Wiesel, что в переводе с немецкого означает «ласка». Действительно, благодаря своим высоким скоростным характеристикам, компактности и способности легко маневрировать на весьма ограниченной территории она очень напоминает этого быстрого и проворного маленького зверька. Импульсом к созданию Wiesel послужили жалобы работников логистических терминалов на то, что их грузовая автотехника регулярно выходит из строя: в результате круглосуточной эксплуатации машин и движения на малой скорости вперед и назад коробки передач быстро ломались. Для решения этой проблемы и был создан автомобиль-ранжировщик с максимальной грузоподъемностью 18 тонн, оснащенный подъемной платформой для размещения контейнеров или кузовов-фургонов и седельно-сцепным устройством для буксировки полуприцепов.
Система съемных кузовов, которой оснащен Wiesel, позволяет загружать другой кузов (контейнер) или полуприцеп в то время, пока машина перевозит уже заполненный. За счет использования этой технологии ранжировщик способен заменить несколько обычных машин, повысить производительность работ и снизить расходы на содержание автопарка. Эта машина позволила существенно ускорить внутренние технологические процессы, поскольку она способна выполнять операции, с которыми не могут справиться обычные грузовики.
Наличие только двух передач – переднего и заднего хода – делает нагрузку на трансмиссию минимальной и позволяет использовать машину круглосуточно. Колесная база размером 4,8 метра и угол руления колес 40° позволяют машине легко маневрировать на внутренней территории логистических центров. При этом безопасность грузов гарантирована благодаря особо надежному механизму закрепления контейнера или кузова.
Высота подъема платформы имеет плавную регулировку и составляет 50 см, обеспечивая оптимальный зазор для подъема и перевозки съемного кузова с выдвинутыми опорами. Время подъема от низшей до высшей позиции – примерно 10 с. Кабина крепится к торцу платформы, полностью свободной для размещения груза. Для осуществления перевозки Wiesel подъезжает под съемный кузов с опущенной грузовой платформой, после чего она поднимается при помощи четырех гидроцилиндров, оснащенных механизмом гидравлического параллельного подъема. В случае поломки двигателя или нагнетателя аварийное управление осуществляется посредством ручного насоса. Когда шасси находится на минимальной высоте, гидравлическая система опускания оси позволяет осуществить замену кузова при расстоянии от земли до нижней точки грузовой платформы в один метр.
До недавнего времени Wiesel выпускался только с кабиной Mercedes-Benz Atego, однако теперь он получил новую улучшенную кабину, разработанную Kamag, что позволило компании сократить сроки поставки техники и предоставить заказчикам большие возможности для выбора. При проектировании новой кабины особое внимание было уделено комфорту и безопасности водителя. Большой размер лобового и заднего стекол обеспечивает хороший обзор со всех сторон, заниженное положение ступеньки облегчает водителю доступ в кабину, а все рабочие функции (движение вперед и назад, подъем/опускание платформы) выполняются одной рукой с помощью джойстика. Важным моментом также является отсутствие стойки, которая в кабине Mercedes-Benz Atego разделяет заднее стекло на две части. Таким образом, чтобы контролировать подъезд к кузову, водителю теперь не нужно все время оборачиваться – он может воспользоваться внутренним зеркалом. Все эти новшества повышают безопасность маневрирования при подъезде под сменные контейнеры. Общая высота транспортного средства с кабиной Kamag уменьшена до 2,273 м (при оснащении кабиной Mercedes-Benz Atego она составляет 3 м), при этом высота рабочего сиденья снизилась примерно на 50 см.
Еще одно нововведение – максимально заниженный вход: всего одна подножка расположена на высоте 450 мм, что облегчает доступ в кабину. Чтобы войти в кабину Mercedes-Benz Atego, нужно было преодолеть две ступени на высоте около 550 мм и 400 мм, пользуясь при этом поручнями с обеих сторон, что было очень неудобно для водителя, особенно если у него заняты руки.
Грузовик-ранжировщик с новой кабиной оснащен дизельным 5,1-литровым двигателем Deutz мощностью 129 кВт с крутящим моментом 2200 об/мин.
Помимо перечисленных новшеств, кабина Kamag оснащена уже знакомым потребителям оборудованием. Так, безопасность водителя повышают жесткий стальной бампер спереди, камера заднего вида с цветным семидюймовым монитором, а также навес над кабиной для защиты от льда, дождя и солнца, к которому присоединяются рейлинги, служащие местом крепления для рабочего и габаритного освещения. В числе дополнительных опций, обеспечивающих комфортную работу, – эргономично расположенные приборы управления (например, управляемый одной рукой джойстик для выбора направления движения и осуществления подъема), индивидуально настраиваемое под водителя сиденье на пневмоподвеске с подогревом и поясничной опорой, кондиционер и климат-контроль с плавной регулировкой.
«Главными преимуществами кабины Kamag являются удобство эксплуатации и комфорт водителя. Теперь он может заходить в кабину буквально с чашкой кофе в руке. Кроме того, внутри стало гораздо больше места. Также можно отметить такие преимущества новой кабины, как увеличенный интервал технического обслуживания, составляющий 1000 рабочих часов, и сниженный расход топлива: потребление дизеля на 20% меньше, чем в кабине Mercedes-Benz Atego», – отметил руководитель проектов продаж Wiesel Питер Бреннер.
Кабины на двух человек в обоих вариантах – Mercedes-Benz Atego и Kamag – имеют эргономичный дизайн и при необходимости могут быть оснащены пневматической подвеской. Две запираемые двери с поручнями на внутренней стороне оборудованы окнами с электроподъемниками. Сиденья водителя и пассажира имеют три точечных ремня безопасности и подголовники. Кресло водителя оснащено системой обогрева и регулируется по высоте, положению назад/вперед и наклону спинки. Приборы имеют интуитивно-понятное расположение с базовым освещением. Оптимальные условия наблюдения и управления, практичное размещение всех необходимых инструментов контроля и отображения обеспечивают безопасность эксплуатации транспортного средства.
В зависимости от вида кабины автомобиль может быть оснащен дизельным двигателем Mersedes-Benz с гидростатическим приводом или дизельным 5,1-литровым двигателем Deutz мощностью 129 кВт с крутящим моментом 2200 об/мин. Применение гидростатической трансмиссии Bosch Rexroth, которая позволяет осуществлять постоянное ускорение вплоть до предельно допустимой скорости, обеспечило максимальную плавность хода, что необходимо для точного и быстрого позиционирования платформы под съемным кузовом, и позволило отказаться от традиционной коробки передач и использовать джойстик. Расход топлива в среднем составляет всего 5 л/ч, что позволяет считать Wiesel экономичным автотранспортным средством. Уровень шума равен 78 дБ, что соответствует стандарту StVZO. Wiesel прост в техническом обслуживании и неприхотлив в эксплуатации.
В настоящее время Wiesel занимает примерно 90% рынка Западной Европы в сегменте грузовиков-ранжировщиков, которые выполняют челночные перевозки съемных кузовов внутри закрытой территории логистических терминалов. Машина активно используется многими крупными компаниями Европы, среди которых такие гиганты, как DHL, Dachser, DB Schenker, Volkswagen, Mercedes-Benz, PEMA, Cargoline, TNT, GLS, «Почта Германии», Müller, Coca-Cola, Ikea, BASF. В России технология съемных прицепов с использованием Wiesel еще достаточно нова и пока не нашла широкого распространения, однако 4 машины уже успешно эксплуатируются в распределительных центрах «Дикси» и X5 Retail Group. Безусловно, она будет очень эффективной для крупных логистических центров с большим объемом грузообработки, особенно использующих технологию кросс-докинга. Тем более что и в Москве, и в С.-Петербурге организованы сервисные центры и склады запчастей к этим машинам, а сам Wiesel уже прошел российскую сертификацию и доступен для продажи в нашей стране.
Следуя за тенденциями к повышению экологичности техники, компания разработала и электроприводную модификацию ранжировщика. Она оснащена синхронным экологичным электродвигателем мощностью 156 кВт с крутящим моментом 385 об/мин, который питается от электроаккумулятора емкостью 40,6 кВт.ч (400 В). Полное время зарядки батареи составляет 4 ч, запас хода автомобиля – 8 ч.
Кроме того, в связи с растущим спросом на технику для организации бортового питания в аэропортах TII Group выводит на российский рынок созданный на основе электроприводной версии погрузчик Kamag E-Catering Wiesel. В 2017 г. данная модель впервые была изготовлена для ежедневной длительной работы по эксклюзивному заказу международного аэропорта Вены и в тесном сотрудничестве с операторами аэропортов, где она успешно эксплуатируется по сей день. Мощная 14,5-тонная машина способна перевозить груз весом до 4,5 т, развивая при этом скорость до 40 км/ч при максимально допустимой скорости ветра в 50 узлов (25,7 м/с). За счет процесса рекуперации погрузчик способен восстанавливать до 30% энергии, вырабатываемой во время активирования функции торможения. Кроме того, в силу практически бесшумной работы данная модель является «акустически экологичной». Погрузочная платформа высотой 6 м и компактный люк диаметром 1,20 м позволяют легко и быстро загружать и разгружать бортовое питание в пассажирские самолеты всех типов (в том числе частные малогабаритные джеты), за исключением верхней палубы Airbus A380.
О компании Kamag
Компания Kamag с заводом в Ульме (Германия) является частью созданного в 1993 г. холдинга Transporter Industry International Group (TII Group) и специализируется на производстве машин (в том числе автономных транспортных систем) Wiesel для организации эффективной логистики в терминалах. Среди разработок компании также уникальные, состоящие из модулей мобильные платформы, в том числе автоматизированные, для перевозки особо тяжелых и сверхгабаритных грузов, включая полностью собранные цементные заводы, океанские суда, авиалайнеры, ракеты и т. п. На заводе компании площадью 45 тыс. м2 работают 240 сотрудников.
Помимо этого в состав TII Group – мирового лидера в производстве тяжеловесных и специальных автотранспортных средств – входят производитель сверхтяжелой прицепной техники и транспортеров Scheuerle Fahrzeugfabrik, производитель сверхмощных тягачей Nicolas Industrie, а также индийский филиал, который выпускает специализированную технику для перевозки тяжелых и негабаритных грузов под брендом Tiiger.
В настоящее время на общественных дорогах и промышленных площадках по всему миру работает около 40 тыс. единиц техники TII Group, где они решают самые сложные комплексные транспортные задачи в таких сферах, как логистика, строительство, сооружение заводов, машиностроение, авиастроение, судостроение, энергетика, металлургия и горная добыча.
Официальным представительством Kamag в России и странах СНГ является ООО «ТИИС», начавшее работу в 2009 г.