Логистика интернет-торговли:
предпочтения, тенденции и прогнозы
Исследовательское агентство Data Insight, специализирующееся на рынке электронной коммерции, опубликовало исследование «Интернет-торговля в России – 2018», объединяющее отчеты Data Insight, а также публичные исследования и данные об интернете, онлайн-покупках, доставке из онлайн-магазинов и покупателях.
В исследовании приводятся следующие цифры: в 2018 г. ежемесячная аудитория интернета в РФ составила 90 млн человек (75% всего населения нашей страны) – на 3% больше, чем в 2017 г. Выручка онлайн-ритейлеров в РФ в 2018 г. составила 1,15 трлн рублей. Прирост за год составил 19% в рублях. Онлайн-продавцы приняли в 2018 г. 290 млн заказов (рост на 18%). Средний чек – 3970 рублей (уменьшение на 2%). Доля онлайн-торговли в ВВП РФ в 2018 г. составляет 2,5%.
Эксперты в сфере интернет-торговли и логистики прокомментировали данные исследования, тенденции и перспективы рынка торговли онлайн. Наталия Субботина, генеральный директор компании Tempoline – провайдера полного спектра операционных услуг для электронной коммерции – отметила: «Очередное интересное и подробное исследование Data Insight показывает тренд на рост торговли онлайн». На ее взгляд, в сфере фулфилмента в ближайшие годы будут востребованы следующие два направления:
Создание комплексного операционного решения по оптимальным тарифам для малого бизнеса. На сегодняшний день малый бизнес имеет потолок роста и несколько «заградительные» тарифы для выхода в онлайн (прямые тарифы провайдеров, необходимые интеграционные и ИТ-доработки). Один из основных путей онлайн-торговли для малого бизнеса – сотрудничество с маркетплейсами. Однако это имеет свои минусы в виде высокой комиссии, определенных требований к упаковке и маркировке товара, высокую конкуренцию с продавцами аналогичного ассортимента и возможное закрытие к выдаче из-за пары негативных отзывов.
Несмотря на это, торговля в социальных сетях активно растет – на сегодняшний день только в Instagram более 20 тыс. сайтов, продающих товары и имеющих более 20 тыс. подписчиков. На рынке C2C 20% транзакций приходится на торговлю товарами, а не вещами б/у. Возможности самостоятельного продвижения через социальные сети и привлечения собственной аудитории приводят к необходимости простой и максимально дешевой технологии для создания полноценного интернет-магазина и старта отгрузки по оптимальным тарифам.
Открытие небольших фулфилмент-центров в регионах. Современные информационные технологии по аналитике спроса позволяют крупным компаниям максимально эффективно проводить ABC-анализ, в том числе по регионам. Это позволяет разделить сток без существенных рисков, но с существенным преимуществом по скорости доставки. Небольшие производители рассматривают аутсорсинг складских услуг, но не готовы платить за логистику небольшой партии товаров до Москвы. Все это приводит к потребности открытия региональных фулфилмент-центров, что не было востребовано еще несколько лет назад.
Иван Ишуткин, генеральный директор Global Delivery Logistics – специализированного провайдера доставки крупногабаритных посылок для интернет-магазинов с охватом более 6 тыс. городов – выделил следующие тенденции:
Увеличение доли маркетплейсов (Beru, Ozon, Goods, Bringly). Как следствие – снижение рентабельности всех участников процесса (интернет-магазины, логистические компании, сервисы для электронной коммерции).
LTL-перевозчики (от англ. less truck load – частичная загрузка грузового автомобиля) будут наращивать предложение для продуктовых интернет-магазинов. Благодаря более дешевым тарифам они более интересны для доставки в регионы, чем курьерские компании.
Курьерские компании продолжат падать в цене. Некоторые из крупных компаний уже предлагают отправки стоимостью 125–150 рублей за посылку.
Уменьшение доли доставки курьерами. В ближайшие годы значительно вырастет количество пунктов выдачи заказов и почтаматов. Курьерская доставка станет премиальным способом доставки (например, доставка ко времени) и останется без больших изменений для крупногабаритных товаров и других сложных сегментов.