компании из статьи
АСЕХ
Комплексные услуги по грузоперевозкам всеми видами транспорта и таможенному оформлению по всему миру
acex.net
компании из статьи
АСЕХ
Комплексные услуги по грузоперевозкам всеми видами транспорта и таможенному оформлению по всему миру
acex.net
Восточные ворота экспортных возможностей

Рекомендации ACEX для продвижения потребительских товаров на рынок Китая

Рынок Китайской Народной Республики становится одним из основных для российских компаний-участников ВЭД. При этом, всем, кто стремится выйти на премиальный китайский рынок, следует учитывать один немаловажный аспект – китайское законодательство весьма строго контролирует ввоз товаров из иностранных государств. А к таможенному оформлению экспорта в КНР китайская сторона предъявляет очень жесткие требования. Чтобы им соответствовать, российским компаниям-экспортерам необходимо не просто знание законодательства, но и наличие практического опыта.

Как прорубить окно в Китай?

Как известно, в глобальном мире цифровых возможностей человечество стремится к созданию единой системы во всех сферах жизни общества. Процедуры таможенного оформления в России во многом следуют этим современным веяниям. Товары, отправляемые на экспорт из России, в обязательном порядке подлежат оформлению на таможенных постах, где находится отправитель груза. При определенных обстоятельствах и при наличии согласия таможенного органа провести процедуру оформления можно и в других местах, однако это может привести за собой дополнительные расходы. В целом оформление экспорта предполагает очередность последовательных действий: представление груза органам таможенного контроля, декларирование, внесение обязательных платежей. Каждый этап выполняют по правилам в соответствии с таможенным законодательством.

Если экспортер не располагает достаточными знаниями или возможностями для самостоятельного оформления груза, он может обратиться к таможенному представителю-брокеру, который по договору с экспортером предоставляет услуги по таможенному представлению, уплате сборов, заполнению декларации – вплоть до организации транспорта. 30 минут отводится на извещение таможенного органа о прибытии груза. А если товар прибыл в нерабочее время, то также не более 30 минут с момента наступления следующего рабочего дня. После процедуры представления груз временно находится под контролем. Но еще до того, как он покинет территорию Таможенного союза, экспортер должен оформить декларацию, в которой будут указаны сведения о товаре, внешнеторговой операции, владельце и получателе груза. Одновременно с принятием таможенной декларации происходит внесение обязательных платежей. К таким относятся вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы.

Стоит напомнить, что начиная с 2017 года, КНР закрепилась в качестве главного контрагента России по экспорту. На фоне интеграции двух трансконтинентальных инициатив – создание единого экономического пространства в рамках ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» – на руку российским экспортерам и транспортным компаниям играют усилия профильных организаций по снижению административных барьеров в международной торговле.

Заметно оживляет территорию российского экспорта и деятельность Российского экспортного центра. Поэтому количество участников ВЭД, ориентированных на восточное направление, будет только расти, что уже видно по статистике. По экспертным оценкам, доля Китая, лидирующего в традиционной тройке партнеров России по экспорту (КНР, Нидерланды, Германия), сможет превысила по итогам 2019 года планку в 12% с приростом более, чем на 4% к аналогичным показателям 2018 года.

А что же в Китае?

Контроль ввоза товаров из иностранных государств осуществляет главное управление КНР по надзору за качеством, инспекции и карантину AQSIQ (General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine of the People`s Republic of China), включающее в себя 19 различных департаментов и ведомств.

Мирослав Золотарев, Председатель Правления Первого российского международного логистического Альянса ACEX, делится своими рекомендациями: «При экспорте продукции в КНР российские производители должны проходить обязательную сертификацию своего продукта и подавать образцы на экспертизу, которая показывает степень соответствия произведенного продукта китайским нормам. Например, если вы из России хотите совершить платеж на китайскую таможню, у вас это вряд ли получится. Здесь действует система, аналогичная той, что и в нашей стране. Она предусматривает наличие местного импортера вашей продукции. Компания, которая находится на стадии открытия, имеет определенные льготы, в частности, платит пониженный НДС. Такая огромная страна, как Китай имеет множество нюансов и правил. Поэтому изначально запланировать и посчитать таможенный платеж из России – практически невозможно. Целесообразнее всего будет работа с аффилированными компаниями».

Мирослав Золотарев, Председатель Правления Первого российского международного логистического Альянса ACEX, руководитель Центра мультимодальной логистики при Российско-Китайской Палате
Андрей Швырев, руководитель отдела таможенного оформления ACEX Group

Не ошибиться в выборе!

Компаниям-новичкам, стремящимся к выходу на динамично развивающийся китайский рынок, сложно разобраться со всеми тонкостями и нюансами как китайского законодательства, так и восточного менталитета. Андрей Швырев даёт свои рекомендации: «Выступать посредником в таможенном оформлении грузов на экспорт могут только компании, включенные в Реестр таможенных представителей. Перечень таких фирм формирует Федеральная таможенная служба. Вывод нового продукта на китайский рынок – непростая задача. Процесс таможенного оформления экспорта в Китай занимает довольно длительное время и требует предоставления большого количества разрешительной документации».

5 шагов к успеху: порядок продвижения потребительских товаров на рынок Китая (рекомендации ACEX)

1. Анализ собственного продукта

  • Просчет себестоимости товара на территории КНР (товар, доставка, импорт, хранение).
  • Определение конкурентных преимуществ данного продукта (цена, качество, состав).
  • Оценка срока годности, возможности его увеличения (минимум 12 месяцев).
  • Анализ производственных мощностей: количество и сроки поставки товара.

2. Исследование рынка сбыта

  • Уточнение условий ввоза данного продукта в КНР, выявление административных барьеров
  • Анализ среднерыночной цены.
  • Исследование основных конкурентов на рынке, определение их преимуществ.
  • Исследование аудитории потенциальных покупателей (аналитика поисковых запросов, проведение фокус-групп и др.).

3. Оценка возможностей

  • Проверка на соответствие товара стандартам и требованиям КНР, нет ли ограничений для ввоза.
  • Проверка на соответствие продукта вкусовым и визуальным предпочтениям фокус-группы.
  • Анализ конкурентов и других препятствий при реализации товара.
  • Создание бизнес-плана по продвижению продукта, оценка собственных финансовых возможностей и ожидаемой прибыли.

4. Подготовка к продажам

  • Подготовка коммерческих документов (контракта, прайс-листа и др.) и рекламных материалов.
  • Создание базы для интернет-продвижения (сайта, онлайн-объявлений, контекстной рекламы в Китае).
  • Разработка плана продвижения, включая участие в выставках, интернет-продвижение, бизнес-миссии, сбор базы потенциальных клиентов для обзвона и др.

5. Начало продаж

  • Создание страниц для интернет-продвижения.
  • Участие в выставках, форумах и бизнес-миссиях.
  • Поездки и встречи с потенциальными клиентами.
  • Подведение итогов после первых шагов, резюме по ошибкам и недочетам, корректирование содержания продукта (состава, упаковки, рекламы), активные продажи по наработанной базе клиентов (звонки, встречи, переписка, в том числе через программу WeChat).

Комплект документов, необходимых при помещении экспортируемых товаров под таможенную процедуру включает внешнеторговый контракт, инвойс, CMR (ТТН), книжку TIR CARNET, акты экспертизы по состоянию и стоимости товара и другие позиции, которых насчитывается не менее полутора десятка, и это не считая профессиональных переводов и заверенных копий. Все документы должны быть идеально составлены и заполнены, чтобы на посту ТС не возникло оснований для штрафов или отказа в перемещении груза за границу. В такой ситуации без экспертной помощи таможенных представителей обойтись бывает почти невозможно.