«Тёмные склады» и другие инновационные решения

Почему российский рынок имеет высокий потенциал для дальнейшей автоматизации складских процессов?

Автор: Райнер Бухманн, первый вице-президент, управляющий директор Dematic в Центральной Европе

За последние годы и особенно в 2020 рынок складских услуг существенно изменился как на глобальном уровне, так и в России. И это неудивительно, так как и пандемия, и ряд других связанных с ней факторов внесли свой вклад в эти изменения. Они коснулись, в первую очередь, потребительских предпочтений, которые вслед за собой трансформировали рынок, и следовательно, склады и складскую логистику (интралогистику).

В 2020 году снизилось число игроков традиционного сектора розничной торговли, но выросло количество игроков и объёмы рынка электронной коммерции (e-commerce). Согласно исследованию банка Credit Suisse (Emerging Consumer Survey 2021: A world beyond the pandemic), в 2020 году онлайн-продажи по всему миру достигли отметки 4 триллиона долларов, что на 80% больше по сравнению с 2019. С одной стороны, эта тенденция была обусловлена ограничениями из-за пандемии и желанием потребителей избежать переполненных общественных мест. С другой стороны, розничные магазины стремились расширить собственное онлайн-присутствие, чтобы пережить пандемию. Улучшения в области технологий, логистики и платёжных систем позволили миллиардам потребителей совершать покупки, когда и где угодно, вместо того чтобы физически ходить по магазинам.

Особенно вырос спрос на покупку товаров первой необходимости и продуктов питания онлайн, так появился термин e-food. Со стороны игроков рынка e-commerce резко вырос спрос на складские помещения и помещения распределительных центров (РЦ), повысились интересы к охлаждаемым складам для продуктов питания. И поскольку аналитики считают, что после пандемии популярность покупки продуктов питания онлайн не уменьшится, такие действия игроков сектора e-commerce вполне оправданы.

На фоне всех этих изменений популярность автоматизированных внутрискладских решений для складов и РЦ резко возросла, так как именно автоматизация помогает сэкономить столь ценные складские квадратные метры, сократить время обработки заказов и, как следствие, затраты. Так, наряду с другими инновациями во всём мире активно развиваются так называемые «тёмные склады» (dark warehouses). Через несколько лет количество таких складов вырастет и в России. Но сперва пару слов о том, что же это такое.

Что такое тёмный склад?

«Тёмный склад» – это склад, на котором сведён к минимуму ручной труд, работа водителей погрузчиков, сборщиков заказов, сортировщиков и других специалистов выполняется с помощью различных автоматизированных внутрискладских систем или машин, таких как краны, шаттловые системы, автоматизированные управляемые машины (AGV), подвесные системы для товаров в мешках (pouch systems), роботы, которые с высокой точностью и скоростью решают не только монотонные, но и нетривиальные задачи. Автоматизированный формат работы склада, оборудованного данными технологиями, позволяет практически полностью выключить верхний свет (или приглушить его до минимума для экономии средств), отсюда и сам термин «тёмный склад».

Так почему мы в Dematic считаем, что высокоавтоматизированные склады начнут становиться всё более популярными в России, и мы должны присмотреться к ним уже сейчас, каковы их преимущества?

Во-первых, с точки зрения работодателя, пандемия показала необходимость перевода работников на удалённый режим работы и уменьшения скопления работников в замкнутых пространствах для их безопасности. Поэтому решения по автоматизации складских процессов набирают всё большую популярность среди ответственных работодателей: ведь они, помимо прочего, помогают снизить количество контактов среди работников и возможность потенциального заражения. Полная или почти полная автоматизация склада – это то, что в итоге и создаёт «тёмный склад».

Второй фактор связан, как уже было сказано выше, с поведением потребителей. Из-за пандемии россияне также стали гораздо чаще заказывать товары онлайн, чтобы сократить количество поездок в магазин, поэтому электронная коммерция начала расти во всём мире и в России, в частности. По данным Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), доля электронной коммерции на российском розничном рынке к концу 2020 года достигла 9,6%. Для сравнения эксперты оценивают этот показатель в Китае на уровне около 25%, в Европе – около 13%, в США – около 21%. То есть Россия начинает приближаться к европейским показателям по уровню заинтересованности в покупке товаров онлайн. Пандемия здесь стала лишь катализатором грядущих изменений. Привычка заказывать товары онлайн сохранится и после снятия ограничений, а потребители будут заказывать онлайн всё чаще и чаще.

По достоинству оценив удобство онлайн-покупок, клиенты также продолжат размещать заказы на отдельные небольшие предметы, в том числе на предметы первой необходимости, которые им нужны достаточно быстро. Нормой становятся сроки доставки в течение одного дня и даже нескольких часов в мегаполисах. В то же время количество таких небольших заказов, естественно, будет продолжать расти. Единственным выходом для компаний соответствовать ожиданиям клиента в точности и скорости исполнения заказов и в то же время получать прибыль – это инвестирование в автоматизацию интралогистики на высоком уровне. Особенно это актуально для компаний, работающих в низкомаржинальных отраслях, таких как продуктовый ритейл.

Развитие интралогистики как ключевой фактор для будущей автоматизации складов

Последним, но не менее важным фактором в тренде на автоматизацию складов является развитие роботов и инноваций. Складские роботы — это уже не просто машины, которые могут выполнять монотонные операции по заранее определённому сценарию. Их заменяют различные интеллектуальные машины и разработки, которые позволяют создать полностью автоматизированный склад уже сегодня.

Стоит понимать, что сегодня понятие робота изменилось в принципе. Чаще всего мы говорим о роботе в наиболее распространённом, широком понимании этого слова – как о механизме, который может выполнять монотонную работу вместо человека. Например, о робо-руке на производстве или на складе. Такие роботы должны работать на строго огорожённом участке производства и не взаимодействовать с человеком. Но ведь сегодня существуют и коботы – коллаборативные роботы, которые могут работать совместно с человеком для создания или производства различных продуктов, и киборги – биологические механизмы, в которых органы заменены механическими приспособлениями. Несомненно, различные виды роботов значительно эволюционировали в последние годы, в том числе, и в складской индустрии.

Даже привычные виды роботов значительно улучшили свои показатели. Раньше, например, на складе роботам приходилось работать только с объектами идентичной формы, которые должны были находиться в одном и том же месте. Большую часть времени это было удобно. Например, роботы могли готовить большие однородные заказы на транспортировку на складе. Но сегодня этого уже недостаточно. У предприятий сократилась складская площадь. Заказы клиентов стали меньше по объёму, все чаще стали заказывать отдельные предметы. Также закономерно повысился спрос на заказы, состоящие из широкого ассортимента самых разных товаров, теперь они встречаются чащё, чем заказы на крупные партии одного и того же товара. Плюс к этому, теперь заказы должны выполняться как можно быстрее. Складские роботы должны уметь хватать и поднимать предметы различной формы и в различных позициях. То есть теперь робот-сборщик даже не знает, какой объект он будет обрабатывать следующим, но это не мешает ему работать.

Бизнес стал более динамичным и гибким. Склады тоже не отстают

Иронично, но многие бизнесы и предприятия в мире, и в России, в частности сталкиваются с той же проблемой, что и этот несчастный робот-сборщик: они не знают, что будет дальше. Заказчики не могут сказать, какого рода бизнесом они будут заниматься завтра: склады сдаются в аренду в кратчайшие сроки, менеджерам приходится приспосабливаться к неожиданным пикам заказов или к быстро изменяющимся требованиям клиентов. Всё это влияет и на логистические нужды бизнеса.

Поскольку компании (и стартапы, в частности) находятся в процессе динамической трансформации, для них чрезвычайно важно, чтобы интралогистические решения были модульными и масштабируемыми. Такого рода решения вписываются в уже действующие, построенные складские объекты. Например, складские системы с подвесными мешками и система AutoStore могут быть интегрированы в существующие здания различной планировки, даже при наличии таких препятствий в помещении, как колонны, или путём заполнения пространства под потолком, которое до сих пор не использовалось. AutoStore – это система кубического типа: модули с контейнерами для товаров устанавливаются друг на друга и рядом друг с другом, а роботы извлекают необходимые контейнеры. Система имеет модульную структуру и состоит из пяти стандартных модулей: робот, порт или рабочая станция, решётка, контейнер и контроллер. Роботы движутся по рельсам, уложенных в верхней части решётки, состоящей из ячеек кубической формы, чтобы получить доступ к складским запасам, хранящимся в контейнерах внизу. Контейнеры откладываются, извлекаются и доставляются к портам или рабочим станциям по запросу. Продукты, которые не пользуются большим спросом, отправляются в нижнюю часть куба, а высоко востребованные товары остаются в верхней части. Сортировка продуктов в алфавитном порядке происходит автоматически. Если нужды бизнеса меняются, что актуально для стартапов, такие решения позволяют быстро «переформатировать» склад под новые задачи.

Микро-фуллфилмент

Мультишаттловые системы и системы микро-исполнения заказов (micro-fulfillment) — это своего рода компактные решения, которые могут позволить заменить существующее складское оборудование за счёт хранения и обработки гораздо большего количества товаров на той же складской площади, что и раньше. Особенно это касается компактных (площадь – менее 1000 м2) центров микро-исполнения заказов, которые интегрируются в существующие здания, что делает их основным решением для выполнения заказов в городских районах недалеко от конечного потребителя.  Разумеется, такие параметры, как состояние пола, размеры склада, ворота и другие также должны приниматься во внимание при адаптации. Чтобы выяснить, что можно предпринять в каждом конкретном случае, нужно обратиться к специалистам по интралогистической модернизации, в отдел обслуживания клиентов.

Не существует строгих правил того, как должны выглядеть «тёмные склады»: они могут варьироваться по размеру и оснащённости. Общей чертой является их высокая степень автоматизации за счёт слаженной работы различных систем, которая приводит к идеальному для компании результату. Внедрение вышеуказанных технологий действительно может стать передовым решением по автоматизации уже существующих складов.

Важно также помнить о том, что высокая производительность, необходимая в интралогистике для нужд электронной коммерции, также требует современного программного обеспечения (ПО), которое контролирует систему и грамотно работает с пиками заказов. Профилактическое обслуживание системы в течение всего её жизненного цикла является необходимым условием её высокой работоспособности и обеспечивает её надёжность. Невозможно настроить и систему и надеяться на то, что она будет работать годами без перебоев, если не выполняется её своевременный сервис.

Заключение

В качестве заключения, хотелось бы ещё раз сказать, что склад долгое время оставался статичным явлением, но сегодня это уже не так. В ближайшем будущем роль склада останется прежней, но способы его исполнения изменятся: он станет модульным, кастомизированным в зависимости от складского пространства и потребностей заказчиков. «Тёмные склады» и другие варианты автоматизации и модернизации складов в скором времени заинтересуют игроков российского складского рынка, так как последние будут естественным образом реагировать на изменения, происходящие в области складской логистики и ритейла, как на глобальном, так и на локальном уровне.  Инвестиции в инновации в области автоматизации складской логистики могут окупиться довольно быстро, если инновация будет внедрена точно в соответствии с потребностями клиента, с учётом будущего роста бизнеса и с помощью опытных поставщиков услуг интралогистики, которые предлагают инструменты имитационного моделирования складских процессов, чтобы сделать инвестиции более безопасными.