Новые тенденции рынка складской логистики
Современные экономические условия требуют от участников рынка максимального внимания к деталям и глубокого вовлечения в разнообразные процессы. Сегодня одной из приоритетных задач для производителей становится осуществление эффективной логистики, которую невозможно представить без ее ключевого звена – склада. Опыт международных компаний в области товарооборота и использование современных технологий, в том числе и IT, могут сократить расходы и повысить продуктивность бизнеса. В связи с этим хотелось бы рассмотреть актуальные тенденции складской и транспортной логистики.
Экономическое развитие
Складские и логистические услуги пользуются в России повышенным спросом, что влияет на развитие этого рынка. Спрос на складские услуги, согласно обзору по логистике и экспресс-доставке РБК, в 2012 г. показал рост в 32%.
Несмотря на высокое значение складов как структурного звена транспортно-логистической цепочки, все меньше внимания уделяется качеству и индивидуальности данных помещений. Скупой заказчик, не желающий инвестировать большие средства в строительство склада, воспитал в девелопере нехорошую привычку экономить на всем – стройматериалах, рабочей силе и проч. По этой причине помещения, которые возводятся девелопером впрок для последующего поиска покупателя или арендатора, не предусматривают специфики будущего клиента. Экономный покупатель уже на входе вынужден будет пойти на компромисс, а впоследствии столкнуться с ускоренной амортизацией недвижимости, что приведет к увеличению стоимости продукции для конечного потребителя.
Наметившаяся экономическая рецессия ожидаемо не лучшим образом влияет на складской рынок Московского региона – потребительская активность снижается. Однако о сколько-нибудь значительном падении не приходится говорить по нескольким причинам. Регион является общероссийским распределительным центром высокого приоритета для всех производителей и ретейлеров. При этом следует отметить, что даже в этом регионе обеспеченность складами значительно ниже, чем в столице любой западной страны (см. исследование Knight Frank Research, 2013). Но именно эта недостаточная обеспеченность региона складскими площадями является сдерживающим фактором для резкого падения спроса в среднесрочной перспективе. Есть и другой момент: требовательные заказчики слабо заинтересованы в проектах с базовым функционалом, поэтому большое количество складов возводятся под конкретного заказчика.
Важность увеличения количества складских комплексов понимает и правительство Московской области. В рамках специальной программы акцент будет сфокусирован на создании складских индустриальных центров, рядом с которыми будут располагаться предприятия легкой промышленности. В ближайшие несколько лет участники рынка ожидают увеличения складских площадей рядом с ЦКАД, строительство которой началось в 2014 г. Проект предполагается завершить в 2020 г.
Тенденции в части помещений
Участниками рынка отмечается высокая активность девелоперов, которые за первые 9 месяцев 2014 г. возвели около 1 млн. м2 складской недвижимости. Согласно прогнозам, текущий год окажется рекордсменом за последние несколько лет. Как уже было отмечено выше, на рынке велико присутствие типовых складов, которые не всегда отвечают требованиям потенциальных клиентов. Важны индивидуальные особенности, предполагающие близость к крупным логистическим магистралям, определенный размер погрузочно-загрузочных зон, температурный режим и проч. Девелоперы сыграли на опережение, и не исключено, что часть стандартных помещений окажется невостребованной. Заказчики со своей спецификой (например, производители замороженной продукции) предпочтут индивидуальные – пусть и дольше окупающиеся проекты.
Говоря о долгосрочных инвестициях, можно сказать, что за последние несколько лет среди крупных компаний возрос интерес к роботизированным складам. Такая тенденция приходит в Россию с Запада. Операции на складах производятся без участия человека или с его минимальным вовлечением. Актуально это для отраслей, где снижение влияния человеческого фактора может положительно повлиять на работу склада. Склады-автоматы разумно использовать в отраслях, где работа обычного сотрудника может быть отягощена рядом факторов или другими объективными причинами. Например, несложно представить «интеллектуальный» склад, на котором хранятся продукты глубокой заморозки – действительно, зачем отправлять на такое испытание человека, когда те же самые операции сможет произвести робот? То же самое касается складов с сырьем или продукцией, которая может представлять опасность для человека.
Препятствие для скорого распространения роботизированных складов – дешевая рабочая сила. Пока труд человека будет стоить меньше, чем моторизованный и программный продукт, компании будут отдавать предпочтение первому. И все же в перспективе следующей декады доля складов-автоматов увеличится по причинам, названным выше, – есть условия, для которых человеческий фактор критичен настолько, что лучше робота с заданием не справится никто, – процент ошибок стремится к нулю.
Технологичная и экологичная техника
В связи с актуальными событиями в экономической сфере изменились предпочтения по части специальной техники. Рост стоимости горючего (например, газа на 40–50%) повлек за собой увеличение доли электрических погрузчиков и иной техники в парке логистических операторов и производителей. Следует отметить, что такая тенденция наблюдалась и раньше, но была вызвана другой причиной. В последнее время появляется все больше логистических центров, складов среднего и высокого уровня, которые заинтересованы в снижении эксплуатационных затрат (у электротехники они значительно ниже) и заботе об экологии.
Кадровый вопрос
Наличие квалифицированных кадров определяет дальнейшее развитие любой отрасли. Технический персонал, в том числе на стартовые позиции, достаточно легко найти в крупных городах, в регионах же поиски порой могут затянуться. По нашим наблюдениям, средний возраст технического специалиста неуклонно растет. Чтобы избежать кадрового голода в будущем, компании предпочитают привлекать на работу молодых людей и предоставлять им максимально широкие возможности для профессионального роста. Это позволяет не только получить грамотного специалиста, знающего специфику компании, но и лояльного сотрудника, который будет подавать пример младшему персоналу. Например, в Coca-Cola Hellenic порядка 90% всех супервайзеров в отделе дистрибьюции «выросли» из водителей, то же самое можно сказать и про склад, где наши сотрудники начинали работать на младших должностях.
Вместо заключения
Подводя итоги, можно сказать, что рынок складской логистики имеет объективные перспективы роста – как в отношении объемов, так и качества. Российский рынок лишь ненамного отстает от западного, и это позволяет нам быть на шаг впереди. Именно так: исследование и анализ опыта западных коллег позволит избежать ошибок и, как следствие, – сократить отставание. Участники рынка и государство должны сплотить свои усилия – и тогда складские и логистические системы выйдут на новый уровень, удовлетворяющий весь спектр запросов и услуг.