Рынок WMS-решений: проблемы внедрения (Часть 2)
В предыдущем номере СиТ мы опубликовали первую часть экспертной дискуссии, посвященной особенностям развития и тенденциям российского рынка WMS-решений. Предлагаем вашему вниманию продолжение этой статьи. Напомним, что в обсуждении приняли участие Дмитрий Блинов, технический директор группы компаний Logistix; Евгений Кабанов, генеральный директор компании Quantum International; Владимир Пученков, директор практики Warehouse Management консалтинговой компании Columbus; Анастасия Сидорец, руководитель отдела продаж компании AXELOT; Владимир Малышев, коммерческий директор компании Ansoft; Георгий Иванов, руководитель проектного офиса «Павелецкая» компании «Первый БИТ».
Чего хотят клиенты?
В этом разделе мы попросили наших экспертов охарактеризовать типы WMS-решений, которые были наиболее востребованы рынком в последнее время.
Владимир Пученков, в первую очередь, отметил инструменты, которые обеспечивают ощутимый экономический эффект от внедрения: например, прирост производительности от 15–30%, сокращение численности персонала и фонда оплаты труда от 20 до 40%. Однако, как отметил эксперт, нужно понимать, что уменьшение штата вдвое требует качественно проработанной системы управления ресурсами, наличия специализированной функциональности, зачастую основанной на различных математических моделях в продуктах класса WMS, которые определят нагрузку на каждую зону склада, автоматически рассчитают, сколько людей вводить в ближайшие смены и т. п. В массовых «коробочных» решениях такие возможности не предусмотрены, а заказные разработки обходятся дорого. Кроме того, по-прежнему существует немало проектов, связанных с оптимизацией логистики интернет-магазинов, особенно в компаниях, которые следуют стратегии мультиканальной торговли.
Все чаще владельцы рассматривают бизнес не как набор отдельных зон ответственности: производство отдельно, склад отдельно, транспорт отдельно – а как единую систему, где каждая составляющая влияет на результат в целом, отмечает Евгений Кабанов. Именно это и диктует набор требований, выдвигаемых к той или иной системе автоматизации. Если ключевой бизнес-единицей выступает склад, то обладать хорошей WMS и обслуживать исключительно процессы склада уже недостаточно. Клиенты все больше хотят видеть в WMS готовый расширенный набор дополнительных модулей. Скорее отдается предпочтение системе, которая может управлять отдельными элементами ERP-системы, имеет модуль управления транспортом и территорией и т. д. И даже этого бывает мало: в компанию Quantum обращаются за комплексными проектами, когда функционала встроенного модуля недостаточно, когда для каждой зоны ответственности требуются многофункциональные решения, и все они должны быть объединены в единый центр управления компанией.
По мнению Дмитрия Блинова, нельзя сказать, что какие-то конкретные программные решения были более или менее востребованы. Скорее произошло смещение акцента от функционального наполнения программного продукта в сторону компетенции поставщика. Это связно с тем, что все программные продукты на первый взгляд выглядят одинаково. Разницу можно увидеть лишь при очень близком рассмотрении: некоторые продукты выполняют ряд функций в полуавтоматическом режиме, другие – исключительно при содействии оператора.
Когда заказчик ищет себе продукт, он, к сожалению, не имеет возможности оценить его до конца. Конечно, каждый продукт уникален сам по себе, потому что написан в рамках определенной инфраструктуры и функционирует на определенной платформе. Но его еще можно по-разному настроить, запустить и сопроводить на каждом конкретном складе. Случаются ситуации, когда прекрасные программные продукты запускаются с очень большим трудом по ряду причин, не зависящих от самого продукта. И наоборот – самые плохие программные продукты успешно работают, потому что получилось очень удачно провести внедрение. Однако это не отменяет простую истину: если продукт не получилось внедрить – это не значит, что он плохой, а если внедрить удалось – не факт, что заказчик приобрел такую высокую эффективность работы, которую мог бы иметь.
Именно по этой причине и обретает второе дыхание такое явление, как «логистический консалтинг» – явление на российском рынке сильно фрагментированное и по компетенциям исполнителей, и по размеру компаний, которые им занимаются. По сути, на этом этапе все производители и поставщики WMS начинают задумываться о том, что без фундаментальных знаний в области логистики сложно поставлять конкурентоспособное решение. Так, компания Logistix уже больше 7 лет активно развивает это направление, тесно сотрудничает с научным сообществом и занимается обучением по соответствующим дисциплинам.
Пришло то время, когда заказчик начал понимать: нужно смотреть не только на конкретный программный продукт, платформу, язык программирования, а еще и на команду поставщика – насколько компетентные люди там работают, сколько проектов реализовали, насколько гибко реагируют на запросы, и могут ли они продемонстрировать свой профессионализм на конкретных примерах.
Если говорить именно о линейке программных продуктов, в этом году наблюдается положительная динамика спроса преимущественно на проекты так называемого «полного цикла» (с проектированием), а также на «маленькие» продукты BIGLit WAS и BIGLit WMS, которые успешно функционируют на самых разных объектах, в том числе на предприятиях военно-промышленного комплекса.
Близкой точки зрения придерживается и Анастасия Сидорец: спрос постепенно смещается в сторону комплексных решений. Если раньше компании ограничивались автоматизацией отдельных функциональных блоков (склад, транспорт, перевозки, бухгалтерия), то сейчас все больше заказчиков ищут систему, которая решала бы сразу весь комплекс их задач в целом. С учетом этого фактора компания AXELOT предлагает своим клиентам новые решения и программные продукты, которые решали бы задачи на стыке бизнес-подразделений (управление перевозками, транспортом, управление товарными запасами, мотивация и оценка KPI персонала склада, сервис).
Кроме того, если анализировать именно реализованные проекты по автоматизации складов за 2015 г., то можно обратить внимание на то, что значительная их часть связана с так называемыми технологиями «стандартного внедрения». Компании готовы вкладываться в автоматизацию, достигая нужного им эффекта за максимально сжатые сроки, с дальнейшим постепенным наращиванием функциональности IT-решения, и, соответственно, повышением оптимизации.
Важный тренд отмечает Владимир Малышев. Большинство клиентов уже не рассматривают автоматизацию самого склада в отрыве от бизнес-процессов других подразделений. Одновременно с оптимизацией склада ведется работа по увеличению продаж, например, за счет внедрения новой дисконтной системы. Самым популярным в практике становится параллельное внедрение WMS-системы и системы управления товарными запасами. Таким образом, достигается не только вышеупомянутый эффект от внедрения WMS, но и повышение дисциплины поставок, реальное снижение out of stock, сокращение общих товарных запасов (а ведь это не только высвобождение складских площадей, но и высвобождение связанного капитала в торговый оборот).
В то же время, как считает Георгий Иванов, несмотря на обилие решений WMS на рынке, зачастую они имеют разную структуру и функционал. В частности, компания «Первый БИТ» разработала два собственных решения класса WMS. Каждое из них имеет свои особенности и направлены на различные сегменты складов. Трудно сказать, какое из решений наиболее востребовано, т. к. часто целью клиента является решение своих задач, а не приобретение того или иного программного продукта. При разработке решения «БИТ. Логистическая Информационная Система» были собраны пожелания заказчиков, собранные в рамках ряда проектов по автоматизации складской логистики. Поэтому помимо функционала, большое внимание в нем было уделено проработке эргономики и удобства пользования рядовыми пользователями.
Общий итог нашего обсуждения таков: структура приоритетов потенциальных заказчиков постепенно изменяется в сторону повышения эффективности реализуемых проектов. Клиенты хотят не просто «красивого» решения, а реальной экономии затрат, в том числе за счет сокращения численности персонала. Также очевидно имеет место смещение пожеланий к функционалу в части более широкого охвата основных бизнес-процессов, расширения спектра решаемых задач и большего учета специфики задач конкретной компании.