Рынок WMS-решений: проблемы внедрения (Часть 3)
Мы завершаем публикацию мнений ведущих экспертов о развитии российского рынка WMS. В обсуждении приняли участие Дмитрий Блинов, технический директор группы компаний Logistix; Евгений Кабанов, генеральный директор компании Quantum International; Владимир Пученков, директор практики Warehouse Management консалтинговой компании Columbus; Анастасия Сидорец, руководитель отдела продаж компании AXELOT; Владимир Малышев, коммерческий директор компании Ansoft; Георгий Иванов, руководитель проектного офиса «Павелецкая» компании «Первый БИТ».
Реализованные проекты: особенности и результаты
Естественно, что мнение специалистов различных компаний в значительной степени обусловлено тем, с какими клиентами им приходится взаимодействовать в конкретный момент времени. Поэтому мы посчитали целесообразным попросить наших экспертов привести примеры наиболее интересных (крупных) проектов, которые были реализованы их компаниями в этом году.
Владимир Малышев рассказал о внедрении WMS в компании «Стройпарк», которая является клиентом с 2009 г. Все началось с покупки и внедрения системы Avarda. ERP, благодаря чему компания смогла расширить свой бизнес и увеличить оборотные капиталы. По прошествии некоторого времени, после успешного внедрения ERP-системы, ее акционеры приняли решение не останавливаться на достигнутом и продолжить оптимизацию своего бизнеса. Заказчик поставил ряд новых задач, в т. ч. внедрение системы управления товарными запасами и WMS. Avarda. WMS внедрялась в компании в три этапа, каждый из которых был нацелен на оптимизацию определенных бизнес-процессов и имел четкие целевые показатели. В начале текущего года был завершен последний этап внедрения. Компания «Стройпарк» высоко оценивает достигнутые результаты: повысилась общая производительность распределительного центра, снизилось количество ошибок и пересортицы, выросла производительность труда.
Среди последних выполненных проектов по внедрению систем WMS Георгий Иванов выделил внедрение в распределительном центре (РЦ) компании «Мама+Я» в Нижнем Новгороде. Интерес к этому проекту обусловлен тем, что на небольшой площади склада (2 тыс. м2) хранится и обрабатывается около 20 тыс. активных SKU. В результате проекта удалось на 30% повысить емкость склада за счет увеличения плотности хранения, без дополнительных стеллажей и строительства, в 2,5 раза сократить персонал, увеличить скорость отбора и формирования заказов и практически исключить ошибки при наборе заказов (с 150 до 5 в месяц).
Дмитрий Блинов охарактеризовал последний год как весьма насыщенный. Был реализован ряд проектов для крупных зарубежных и отечественных предприятий — Liebherr-Russland, Kа..rcher, «Русский стандарт». Однако сказать, что какие-то проекты более, а другие менее значимы, нельзя. Были очень интересные проекты, когда на маленьких площадях приходилось работать с очень большим числом операций, проекты для предприятий MLM-бизнеса (сетевой маркетинг), где комплектация заказов осуществляется прямо в присутствии розничного покупателя, и множество других.
Компания Quantum в этом году поставила под управление системы Qguar WMS склады 3PL-оператора, работающего в сегменте свежих продуктов (зелень), крупной производственной компании, РЦ сети супермаркетов и выполнила еще ряд интересных проектов.
Владимир Пученков отметил проекты для издательства «Просвещение», розничной сети Concept Group, крупного склада сети магазинов строительных материалов. Издательство «Просвещение» за месяц запустило систему Columbus WMS на сезонном складе, где в сутки обрабатывается до 550 тыс. экземпляров (25 тыс. пачек) учебной литературы. Сейчас решение тиражируется на основном складе компании. Распределительный комплекс Concept Group, круглосуточно выполняющий розничные и оптовые заказы, заказы интернет-магазинов, франчайзинг-партнеров, также использует решение Columbus. Благодаря новой WMS он сможет сэкономить до нескольких миллионов рублей по каждому бренду ежемесячно.
Анастасия Сидорец перечислила целый ряд реализованных проектов:
• Автоматизация крупнейшего международного торгово-логистического центра Казахстана Continental Logistics общей площадью более 20 тыс. м2. В рамки проекта также входила интеграция поклажедателей с порталом при помощи корпоративной шины данных AXELOT: ESB.
• Оперативное управление запасами производственного склада радиоэлектронных компонентов «Саранского телевизионного завода» и интеграция его с системой автоматизированного хранения Kardex.
• Построение распределенного информационного ландшафта в компаниях «Кондитерская фабрика Белогорье» и «Тонар-Опт» путем организации централизованного и унифицированного обмена данными между различными информационными системами.
• Комплексный проект по автоматизации склада, управлению перевозками, транспортом, интеграции с КИС с применением продукта AXELOT: ESB в компании «ЭлекКом Логистик», работающей в сфере дистрибуции радиоэлектронных компонентов.
• Автоматизация склада «ФК «Гранд капитал» с общей площадью 10,8 тыс. м2 (интенсивность — более 800 заказов в сутки, 80 одновременно работающих терминалов сбора данных (ТСД).
Ответы экспертов показывают, что современные многофункцио-нальные WMS-решения сегодня востребованы самым широким спектром клиентов, в который входят и ритейлеры, и распределительные центры, и логистические операторы. Также можно отметить, что большинство реализованных проектов нельзя отнести к стандартным, поскольку их отличает глубокая интеграция в систему бизнес-процессов конкретного клиента. Это подтверждает основные итоги ответов на предыдущий вопрос – клиенты не только хотят более глубокого понимания всех нюансов их бизнеса, но и готовы за это платить.
Рынок WMS – площадка для профессионалов
Пожалуй, наибольшее расхождение во мнениях экспертов продемонстрировал последний пункт нашего мини-опроса, а именно: какие основные проблемы возникают при внедрении?
Наиболее подробно прокомментировал возникающие проблемы Владимир Малышев. Компания Ansoft существует на рынке уже более двух десятков лет, первая версия Avarda.WMS появилась в 2003 г. Практически все «детские болезни» продукта давно ушли в прошлое, а возможные риски при внедрении исключаются применением собственной методологии. Таким образом, можно утверждать, что у клиентов проблем с внедрением WMS практически нет. Тем не менее эксперт поделился своим видением того, с какими потенциальными проблемами может столкнуться компания, желающая автоматизировать склад с помощью WMS.
Быстрее не значит лучше. Сейчас реально можно увидеть предложения внедрить WMS за две недели. Возможно, вам действительно внедрят WMS в указанный срок. Но как система будет работать на складе и каким будет эффект, предсказать невозможно. На рынке нет такого продукта, который является универсальным решением для любой компании и не требует анализа вашей деятельности и специальной настройки под ваши особенности. Любая компания, успешно действующая на рынке, является уникальной. У нее есть свои конкурентные преимущества, своя миссия, своя стратегия и своя ценность в глазах клиента. Операционная деятельность склада не может рассматриваться в отрыве от таких важных параметров. При внедрении WMS обязательно нужно учитывать специфику компании, чтобы усиливать ее привлекательность для клиентов и выделять среди конкурентов.
Отсутствие понимания целей внедрения. Не нужно считать, что если склад работает неудовлетворительно, то достаточно просто внедрить WMS. Нужно проанализировать, что именно вас не устраивает в работе склада и какие показатели необходимо улучшить. WMS действительно умеет решать множество проблем и увеличивает эффективность работы, но определить, что же мы хотим получить от проекта, необходимо именно до его начала. Если есть сложности с оценкой текущей ситуации, обратитесь к компетентным специалистам.
Несвоевременное принятие решений по проекту внедрения WMS или уклонение топ-менеджмента от принятия решений. Обычно любой проект внедрения делится на этапы, четко связанные между собой. На каждом этапе требуется вовлечение в работу ключевых сотрудников компании заказчика, в т. ч. и топ-менеджмента. Любое затягивание сроков принятия решений вызовет срыв сроков проекта, а отказ от принятия решений и вовсе может поставить под угрозу его реализацию. Например, к нужному моменту требуется определиться с выбором модели и поставщика ТДС и принять решение об их закупке. Если они не закуплены вовремя, то и работать будет не на чем. Система не тестируется, персонал не обучается. Вывод в такой ситуации однозначный: проблемы склада в этой компании являются следствием других, более глубоких и системных проблем, и с помощью внедрения WMS их точно не решить.
Человеческий фактор. Большое негативное влияние на ход внедрения WMS может оказывать сопротивление персонала. Данный фактор ни в коем случае нельзя недооценивать. Если необходимость перемен совершенно очевидна для топ-менеджмента компании или директора по логистике, то это вовсе не значит, что будет оказана поддержка на уровне исполнителей или на уровне среднего руководящего звена. Чем меньше работники склада хотят менять в своей работе, тем более им не нужна строгая регламентация их деятельности и прямые указания от системы. Кроме того, повышение эффективности работы склада может повлечь сокращение штата сотрудников. Поэтому в некоторых случаях персонал может сопротивляться внедрению. Противодействовать такому фактору необходимо комплексно. С одной стороны, постараться минимизировать возможность саботажа, дав четкие инструкции исполнителям и обозначив персональную ответственность для их руководителей. С другой стороны, неплохо будет предусмотреть мотивационные бонусы при успешном внедрении WMS.
Дмитрий Блинов затруднился выделить какие-то конкретные сложности. Для компании, которая занимается внедрением, основные проблемы всегда заключаются в работе проектной группы, но в этом случае она практически лишена возможности контроля. Несколько десятков аудитов, которые были проведены за последний год, показали, что большинство проектов заходят в «тупик» низкой эффективности именно по этой причине. Вместо равноправных партнерских отношений, которые позволяют реализовать проект действительно эффективно, в рамках отношений «продавец-покупатель» часто происходят манипуляции ответственностью сторон за тот или иной результат.
Тем не менее с каждым новым проектом процесс его реализации меняется в лучшую сторону. Большинство возникающих проблем успешно решаются, и далеко не последнюю роль в этом играет уровень образованности участников проекта с обеих сторон. Сотрудники стороны подрядчика и заказчика проходят специализированные курсы, что способствует улучшению понимания друг друга, и, как следствие, более быстрому решению всех возникающих задач.
По мнению Евгения Кабанова, с какими-либо серьезными проблемами в ходе внедрения системы компания уже давно перестала сталкиваться. С каждым годом уровень подготовки клиентов к внедрению WMS становится все более высоким. Сложности сейчас возникают в тот момент, когда клиент стремится превратить систему в универсальный инструмент управления всеми зонами ответственности в компании. До определенного момента она может взять на себя ограниченный набор функциональности других подразделений: транспорта, управления прилегающей территории и т. д., но необходимо четко понимать: чем больше и сложнее набор дополнительных функций, тем система будет хуже справляться с этими дополнительными задачами; она предназначена для иных процессов.
Владимир Пученков выделил главную проблему – нехватку специалистов, готовых обсуждать проект на языке бизнеса, учитывать его специфику, причем как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Клиент воспринимает WMS как прививку от любых болезней логистики и ждет немедленного результата. Однако толком не определяет цели проекта, плохо разбирается в том, какими должны быть процессы и как их организовать. Не говоря уже о том, что желание получить всё и сразу дополняется жесткими ограничениями бюджета.
Отечественные поставщики WMS в массе своей рассматривают проект исключительно как запуск системы автоматизации, причем в стандартной коробочной версии. Они редко доносят до пользователей, как правильно выстроить работу склада, что делать с созданным решением дальше, какие ресурсы задействовать в разных ситуациях, что особенно важно в условиях, когда рынок далек от стабильности. Это тупиковый путь. Задача обеих сторон – разработка и запуск бизнесориентированного решения, а не только внедрение узкого набора технологий автоматизации. На деле часто происходит наоборот. Вместо того чтобы интенсивно двигаться к цели, участники проекта сильно затягивают сроки его выполнения, и выгоды от запуска решения теряются.
Анастасия Сидорец объяснила возникновение основных проблем, прежде всего, неготовностью склада и персонала к внедрению автоматизированной системы. Например, к моменту внедрения WMS очень важно подготовить всю информацию о весогабаритных характеристиках товара, о вложенности номенклатуры в упаковки и т. п. Другим важным этапом является мотивация складского персонала к внедрению: с сотрудниками должна проводиться активная работа по обоснованию внедрения WMS-решения. Важно показать, чем может быть полезна для сотрудников склада внедряемая WMS, как она облегчит их труд. Также возможно возникновение рисков, связанных с интеграцией двух решений – системы корпоративного учета и WMS. Если интеграцией со стороны корпоративной системы заказчик занимается самостоятельно, это может вызвать увеличение сроков проекта, т. к. в большинстве случаев внедрение WMS потребует изменения бизнес-логики и в самой системе ERP.
Еще одной актуальной проблемой является острая нехватка квалифицированных специалистов – как IT-директоров, так и сотрудников, задействованных в сфере эксплуатации и внедрения современных автоматизированных систем, складских технологий и оборудования. Компания AXELOT чувствует стремление своих клиентов и партнеров к повышению уровня своих знаний, квалификации, поэтому открыла собственный учебный центр.
Одним из основных вопросов при внедрении WMS назвал мотивацию рядового персонала склада и Георгий Иванов. Когда персонал начинает понимать, что теперь все его действия, показатели эффективности, ошибки будут доступны руководителям в режиме реального времени, некоторая часть его воспринимает проект «в штыки». Немаловажным фактором является осознание сотрудником потери статуса обладателя «уникальных» знаний об особенностях работы именно этого склада. Поэтому во время непосредственного внедрения WMS нужно уделить особое внимание работе с ее рядовыми пользователями.
Несмотря на многообразие мнений, дискуссия наших экспертов позволила выявить целый ряд потенциальных проблем, которые могут возникнуть у компании, решившейся на внедрение WMS. Многие из них связаны с недооценкой заказчиком сложности самого этого процесса — его взаимной увязки с существующими бизнес-процессами. Особое внимание следует обратить и на выстраивание партнерского взаимодействия соответствующих служб заказчика и IT-компании, реализующей проект. Необходимо уделить пристальное внимание квалификации персонала, задействованного в проекте со стороны заказчика, обеспечить должный уровень вовлеченности топ-менеджмента. Все эксперты сходятся во мнении, что большинства проблем, особенно связанных с человеческим фактором, можно избежать, если правильно выстроить подготовку к процессу и сам процесс внедрения. Кроме того, большинство из них отмечают рост подготовленности потенциальных клиентов, высокий уровень квалификации IT-подразделений компаний.