Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (Часть 4)

Юрий Петров

Обработка контейнеров с помощью ричстакеров является одной из наиболее гибких технологий, позволяющих снизить издержки при погрузочно-разгрузочных работах и в небольших терминалах, и в крупных портах. Основное их достоинство – широкая свобода действий при обработке контейнерных грузов не только на открытых площадках, но и в ангарах. Хотя условия эксплуатации подъемно-транспортного оборудования у большинства операторов грузов мало чем различаются, это не ограничивает предложения на рынке. Только в Европе десять производителей выпускают около 140 различных моделей ричстакеров грузоподъемностью от 8 до 50 т.

Небольшая испанcкая компания Luna Equipos Industriales, S.A. была основана в 1960 г. Мануэлем Луна Пербечем (Manuel Luna Perbech) в г. Уэска (Huesca) как предприятие по ремонту сельскохозяйственных машин. Уже через два года она начала выпуск подъемных кранов, начав со скромных цифр – 40 машин в год. Уже к 1975 г. предприятие ежегодно производило 600 кранов грузоподъемностью 10...50 т. С 1989 г. Luna Equipos Industriales, S.A. по заказу испанских железных дорог приступила к сборке ричстакеров. Позже на испанские ричстакеры обратили внимание транспортные компании Германии, Чехии (в частности транзитный терминал Dobrá je Železničná spoločnosť, a.s.).

Сейчас на новом заводе в г. Альмодевар (Almudévar) изготавливают машины двух семейств: RSL 82 и RSL 452. Серия RSL 82 является продолжением легких ричстакеров (прежнее обозначение – RSL 8). Они предназначены для обработки порожних и груженых контейнеров полной массой не более 8 т. Эти ричстакеры комплектуют стрелой двух типов длиной 16,5 и 22 м.

Базовый Luna RSL 45-C (RSL 452-6C5)
Краткие технические характеристики ричстакеров Luna
Модель Число ярусов в штабеле контейнеровв 1-м и 2-м ряду Грузоподъемность макс. на верхнем ярусе в 1-м ряду, т Высота подъема по захвату спредера, м Мощность двигателя, л.с.
RSL 82-EC5 5/ 4 8 15,8 236
RSL 82-EC7 7/ 5 8 21,3 236
RSL 452-6CT4 6/ 4 45 11,9 348
RSL 452-6CT4H 6/ 4 45 11,9 348
RSL 452-7CT4 7/ 4 45 11,9 348
RSL 452-7CT4H 7/ 4 45 11,9 348
RSL 452-6CTR4 6/ 4 45 11,9 348
RSL 452-6CTR4H 6/ 4 45 11,9 348
RSL 452-6C5 6/ 5 45 14,9 348
RSL 452-6C5H 6/ 5 45 14,9 348
RSL 452-7C5 7/ 5 45 14,9 348
RSL 452-7C5H 7/ 5 45 14,9 348
RSL 452-6CT5 6/ 5 45 14,9 348
RSL 452-6CT5H 6/ 5 45 14,9 348
RSL 452-7CT5 7/ 5 45 14,9 348
RSL 452-7CT5H 7/ 5 45 14,9 348

Серия RSL 452 (продолжение модельного ряда RSL 45 С) рассчитана на для работы с гружеными контейнерами массой до 45 т. Предусмотрено две базовые модели, различающиеся типом спредера. Ричстакеры с обозначением С (например, RSL 452-6C5) оснащены фирменным спредером с верхним захватом для 20- и 40-футовых контейнеров. Литеры СT в названии модели (например, RSL 452-7CT4) указывают на то, что ричстакер укомплектован интермодальным спредером для обработки автомобильных прицепов и полуприцепов полной массой до 50 т, буква H в индексации моделей (типа RSL 452-7CT5H) – оснащение передними упорами, увеличивающими опорный контур при погрузке-разгрузке, что позволяет обрабатывать грузы массой до 40 т на втором железнодорожном пути. На все ричстакеры Luna устанавливает дизели Volvo и спредеры собственного производства.

Десять лет назад Luna Equipos Industriales, S.A. расширила свое присутствие на рынке портового оборудования, начав выпуск мобильных подъемных кранов для морских портов, работающих с лихтеровозами и контейнеровозами класса Panamax, а всего испанский производитель выпустил более 3000 ед. портового оборудования, включая контейнерные погрузчики.

Luna RSL 45-CT (RSL 452-7CT5H) c интермодальным спредером

SMV

Эта шведская фирма, учрежденная в 1947 г. в Сильвердалене (Silverdalen), начала осваивать выпуск погрузчиков с 1953 г. Ричстакеры SMV Кonecranes AB производит с 1995 г., когда вступил в строй новый завод в Маркариде (Markaryd), и с тех пор является одним из активных участников рынка подъемно-транспортного оборудования для работы с контейнерами. В модельном ряду компании присутствует 12 моделей ричстакеров серии CS, которые преимущественно предназначены для работы с гружеными контейнерами.

Основным отличием моделей SMV от ричстакеров других компаний, кроме применения аксиально-поршневых насосов (компания была пионером их применения, начав серийно устанавливать такие насосы на всю линейку погрузчиков/ ричстакеров еще в 1995 г., а в серии В применяют уже второе поколение этой системы), является рама шасси, изготовленная из сварного коробчатого профиля с усиленными верхней и нижней стенками. Интересно, что за все 11 лет выпуска этих машин компания ни разу не получала рекламаций по трещинам в этой конструкции.

Все ричстакеры SMV оснащены однотипной кабиной и унифицированной панелью приборов. Штатно их комплектуют шестицилиндровыми турбодизелями Scania; по заказу устанавливаются и силовые агрегаты Volvo, которые могут быть оснащены системой контроля мощности и крутящего момента IQAN. Гидравлический привод всех машин производится от поршневых насосов переменного рабочего объема вместо поршневого. Индикация, сигнализирующая о массе груза, перегрузках и фиксации поворотных замков в угловых фитингах, выведена непосредственно на спредер и продублирована на панели приборов в кабине. Такое решение позволяет оператору сконцентрировать внимание непосредственно на операциях с грузом и снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций. Спредер также оборудован фарой. Индексация SMV аналогична таковой у ричстакеров Kalmar ContMaster. Последней цифрой после буквенного префикса (TB или CB) обозначается число ярусов в штабеле контейнеров первого ряда.

Ричстакер SMV SC 4127 с оборудованием с крабовым захватом для слябов

Единственный в программе компании SMV ричстакер для обработки порожних контейнеров – SC 108 TA6, оснащаемый спредером ELME 517. На верхних ярусах нагрузка на спредере этих машин ограничена 5 т, однако максимальная грузоподъемность на предпоследнем ярусе, в 1-м и 2-м рядах контейнеров значительно выше и составляет 10 и 8 т (на 4-м и 5-м ярусах).

Конструкция остальных ричстакеров SMV весьма традиционна и позволяет обрабатывать 45-тонные контейнеры (кроме модели SC 4127) в базовых и фидерных портах. Все они могут работать с 40-футовыми контейнерами и изготавливаются в нескольких вариантах: серия TB – для работы с типовыми контейнерами, CB – для работы с автомобильными прицепами или полуприцепами, СВХ – с выдвижными упорами, применение которых позволяет увеличить грузоподъемность во 2-м и 3-м рядах контейнеров.

На всех моделях имеется поворотный спредер (вращение влево 95°, вправо – 185°) с боковым сдвигом ±800 мм. Помимо него на машины могут быть установлены крабовый захват для слябов, грузоподъемная блочная рама для переноски генеральных грузов, C-образный крюк и интермодальный спредер с боковым захватом. В производственной программе имеются и ричстакеры SC 4545 для обработки грузов в доках речных портов. Стрела с удлиненным гуськом позволяет опускать контейнер непосредственно в трюм баржи или лихтера.

Краткие технические характеристики ричстакеров SMV
Модель Грузоподъемность макс. на верхнем ярусе в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду, т Число ярусов в штабеле контейнеров высотой 9'6" в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду
Для обработки пустых контейнеров
SC 108 TA6 5/ 5/ 5 5/ 4/ 3 (6*1/ 4/ 3)
Для обработки контейнеров
SC 4127 TB 5 41/ 27/ 14 5/ 4/ 3 (5/ 5/ 3)*1
SC 4527 TB 5 45/ 27/ 14 5/ 4/ 3 (5/ 5/ 3)*1
SC 4531 TB 5 45/ 31/ 16 5/ 4/ 3 (5/ 5/ 3)*1
SC 4535 TB 5 45/ 35/ 20 5/ 4/ 3 (5/ 5/ 3)*1
SC 4542 TBX 5 45/ 42 (44*3)/ 24,5 (30*3) 5/ 4/ 3 (5/ 5/ 3)*1
Интермодальные ричстакеры
SC 4123 CB 5 41/ 23/ 12 5/ 4/ 3
SC 4527 CB 5 45/ 27/ 13 5/ 4/ 3
SC 4531 CB 5 45/ 31/ 16 5/ 4/ 3
SC 4537 CBX 5 45/ 37 (40*3)/ 22 (28*3) 5/ 4/ 3
Для обработки речных барж и лихтеров
SC 4545 TA3 45/ 37/ 29 3*2/ 3*2/ 3*2
SC 4545 CB5X 45/ 37/ 29 5*2/ 5*2/ 5*2
*1 С контейнером высотой 8' 6".
*2 При погрузке ниже уровня стояния ричстакера (в трюм судна).
*3 При выдвинутых передних упорах.
SMV SC 4537 на погрузке генерального груза, закрепленного в специально удлиненном 120-футовом контейнере

Meclift

Ричстакеры финской компании Oy Meclift, Ltd. претендуют на звание самобытных. Основная линейка состоит из двух идентичных моделей ML 5016SR и ML 5016SR4H с боковым захватом. Уникальность технических решений заключается в самом способе доставке и операциях с контейнером. Ричстакеры оснащены платформой с уровнем погрузки 2,1 м, на которой можно транспортировать контейнеры в закрытые склады, паромы или трюмы. Контейнер ставят на платформу с помощью синхронизированных двух- или трехсекционных телескопических Г-образных стрел, каждая из которых приводится в действие двумя гидроцилиндрами.

Для увеличения опорного контура с правого борта предусмотрены аутригеры, что позволяет обрабатывать груженые контейнеры. Meclift ML 5016SR работает с традиционными 20-, 30- или 40-футовыми контейнерами, складируя их в два яруса, а также со специальными стеллажами Flat System с открытой пространственно-рамной силовой структурой. Стеллажи имеют стойки с креплениями под стандартный спредер. Со стеллажами Flat System ричстакер можно использовать на обработке тарно-штучных грузов и длинномеров на товарных консигнационных складах, в тяжелой промышленности при транспортировке труб, заготовок, сортамента и т. п.

Сравнительная характеристика ристакеров Meclift серии ML 5016SR и ричтрака ML 4212RT с двойной телескопической стрелой и спредером
Модель Грузоподъемность, т Высота подъема по спредеру, м Колесная база, мм Ширина, мм Высота, мм Масса рабочая, т
ML 4212RT 42 7,1 5000 3620 3500 48
ML 5016SR 42,5 6,0 3700+3700 4000 5500 60
ML 5016SR4 42,5 11 3700+3700 4000 5500 60

Модификация ML 5016SR4H может складировать контейнеры в четыре яруса, что позволяет использовать ее и на железнодорожном транспорте (особенно там, где габарит подвижного состава позволяет перевозить контейнеры на вагонах-платформах в два яруса).

Meclift оснащают дизелем, агрегатируемым с четырехдиапазонной коробкой передач, который позволяет развить транспортную скорость до 30 км/ч. Гидростатический привод осуществляется на переднюю и заднюю оси – обе они управляемые. Благодаря этому габаритный радиус поворота машины составляет всего 7,55 или 8,905 м в зависимости от положения кабины.

Meclift ML5016SR со специальным стеллажом Flat System

При транспортировке 40-футового контейнера за счет большего внешнего габаритного контура радиус поворота увеличивается до 9 м. Кабина оператора смонтирована на специальной каретке и может перемещаться в поперечном направлении и подниматься на высоту от 260 до 1800 мм от уровня дороги, а кресло с панелью управления поворачивается на 180°. Интересно, что весьма похожие по идеологии машины выпускает компания Fantuzzi, однако ее модели SC160, SC300, SC400 и SC500, также оборудованные грузовой платформой, позиционируются как боковые погрузчики, несмотря на то, что они тоже оборудованы спредером. Правда, на Fantuzzi вместо наклонной стрелы применена двухсекционная вертикальная грузоподъемная рама, которая перемещается поперек машины для погрузочно-разгрузочных операций с контейнером.

Несколько особняком в программе Oy Meclift, Ltd. стоит модель ML 4212RT, позиционируемая как ричтрак, – компания сделала попытку создать ричстакер, что называется, «малой кровью». Компоновка грузоподъемного механизма напоминает фронтальный мини-погрузчик с бортовым поворотом: двойная телескопическая П-образная стрела шарнирно закреплена на задней стойке, между стрелами на постаменте расположена кабина. Грузоподъемная стрела управляется двумя гидроцилиндрами. Вместо поддонных вил, которыми оснащен базовый погрузчик ML 4212R, здесь смонтирован неповоротный спредер для контейнеров. Такая конструкция позволяет работать только с 1-м рядом контейнеров. Неспособность этих машин поворачивать контейнер в горизонтальной плоскости на некоторых видах работ усложняет погрузочные работы и ограничивает возможности использования машин не только на крупных терминалах, но и на базах с крытыми ангарами для ответственного хранения.

Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 6)
Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 6)

В период 2000–2004 годов от производства ричстакеров отказалось много известных производителей, среди которых Boss, Madal, Hyco. Фактически выведены с рынка ричстакеров такие бренды, как PPM, P&H, Belotti и Valmet; неопределенное будущее у «бюджетной» марки Sisu. Казалось бы, самое время сказать: свято место пусто не бывает, но здесь случай особый.

Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 5)
Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 5)

Большинство производителей делают упор в производственной программе на универсальные ричстакеры большой грузоподъемности, предназначенные в первую очередь для обработки груженых контейнеров. Причина интереса к этим производительным машинам – в реорганизации логистических цепочек в мире: для экспедиторов большое значение приобретает целевая доставка грузов «от двери до двери» автотранспортом, а традиционная складская техника, используемая в портах и терминалах, мало приспособлена для обработки таких специфических транспортных единиц, как груженые автомобильные прицепы и полуприцепы.

Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 3)
Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 3)

При изучении конструкций и модельных рядов ричстакеров европейского изготовления обращаешь внимание на то, что подавляющее большинство стран – производителей портового оборудования были или до сих пор остаются морскими державами, для которых и сегодня актуально развитие кооперационных связей с другими приморскими странами. Контейнерные перевозки водным транспортом, безусловно, являются одним из ключевых факторов в развитии международной торговли. Появление и совершенствование ричстакеров, изначально задуманных как альтернатива другим более затратным типам терминального оборудования, оказало существенное влияние на развитие сети промежуточных складов. Так, например, последние модели ричстакеров проектируют с учетом работы на интермодальных и железнодорожных перевалочных пунктах.

Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 2)
Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 2)

Большинство выпускаемых в мире ричстакеров имеют европейское происхождение, что неудивительно. Их появление во многом предопределили активное развитие международной торговли с большим количеством промежуточных складов, наличие множества малых терминалов, острая конкуренция на транспорте. Одной из первых компаний, приступивших к производству ричстакеров, стала Belotti.

Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 1)
Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 1)

С каждым годом во всем мире увеличивается количество грузоперевозок в универсальных 20- и 40-футовых контейнерах. В развитых странах их доля составляет почти две трети от общего объема грузоперевозок. Совершенно естественно, что прогресс в области создания техники для перегрузки и транспортировки контейнеров в пределах окрытых складских площадок тоже не стоял на месте. С момента начала использования контейнеров в 1950-х годах технологическое оборудование и средства механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ в крупных терминалах претерпели сильные изменения.