Компания Constructor: мы следуем европейским стандартам
Компания Constructor известна как крупнейший производитель и поставщик стеллажных конструкций и решений для хранения, признанный лидер на рынке стран Скандинавии. С 2009 г. она является единственным европейским производителем стеллажных конструкций и систем хранения грузов, имеющим собственный завод в России. О развитии компании, ее позициях на нашем рынке и о том, какие решения она предлагает, рассказывает генеральный директор российского подразделения Constructor Алексей Борзенко.
Алексей, могли бы вы кратко рассказать об истории компании? Какое место она занимает на рынке?
А.Б.: Свое начало наша компания ведет от знаменитой фирмы Electrolux, правда, это было давно, еще в начале ХХ века. Исторически сложилось так, что она, как и многие другие европейские предприятия, сформировалась в результате многочисленных слияний и поглощений. Поэтому продукция компании в Европе предлагается под разными брендами. В Западной и частично в Восточной Европе хорошо известен наш бренд Dexion, популярен также бренд Kasten, который занимает практически 80% рынка Финляндии. Сегодня компания Constructor – это крупнейший производитель и поставщик складских и логистических решений как для индустриального, так и для коммерческого сегментов. Она является одним из лидеров в Европе и в первую очередь, в Финляндии по производству архивных стеллажей. В России Constructor представляет палетные стеллажи и различные связанные с ними решения, архивные стеллажные системы, которые успешно реализуются в крупных проектах, в том числе и по госконтрактам.
Как развивался бизнес компании Constructor в России?
А.Б.: Компания уже довольно давно работает в России и изначально, как я уже сказал, была известна как финский производитель стеллажного и складского оборудования. Многие наши клиенты и дилеры ждали локализации производства здесь, и в 2008 г. такое решение было принято. Началось строительство завода на берегу Невы в 40 км от Санкт-Петербурга, в городе Кировск. В 2009 г. завод открылся и было запущено производство палетных стеллажей, позднее была привезена и введена в строй технологическая линия для производства архивных стеллажей. А в прошлом году в целях оптимизации руководством было принято довольно нетривиальное и правильное решение – оптимизировать производство и создать из двух – в России и Финляндии – один производственный центр в России. Частично наше производство некоторых компонентов для архивных стеллажей, систем автоматизированного хранения Tornado осталось в Финляндии, но производство палетных стеллажей полностью перенесено в Россию – и это значительные мощности. Производительность завода в России такова, что мы готовы потреблять более 10–15 тыс. т стали в год.
Сегодня мы являемся единственным иностранным производителем стеллажей в России, как минимум 50% продукции которого поставляется в Европу. Это, конечно, является гарантией качества нашей продукции, потому что вся она изготавливается на одних и тех же производственных линиях. В том числе наши стеллажные системы экспортируются и в Скандинавию, где мы занимаем лидирующие позиции. Как утверждают наши финские клиенты, за те полгода, которые прошли с момента принятия этого решения, они не заметили никакой разницы в качестве поставленной продукции, никаких вопросов и нареканий не возникло. Конечно, нам предстоит еще значительная работа по оптимизации всех производственных процессов на заводе в Кировске, тем не менее, большой шаг к снижению затрат на продукцию, которая отгружается в Европу, уже сделан.
В Европе все большую популярность приобретают автоматизированные системы хранения. Занимаетесь ли вы разработкой подобных решений?
А.Б.: Да, наша компания предлагает автоматизированные решения в Европе, где это направление очень активно развивается в течение последних 10–15 лет. В том числе это подвижные мобильные стеллажные системы MOVO, решения на основе шаттлов.
В последних могут использоваться набивные стеллажи, но для перемещения палет применяются не традиционные вилочные погрузчики, а автоматизированные электротележки. Тележки производятся сторонней компанией, с которой у Constructor уже 15 лет имеются партнерские отношения и реализовано множество совместных проектов. Сейчас у нас в планах несколько серьезных проектов по оснащению такими решениями российских складов, в том числе крупных компаний – производителей напитков. Эти системы хорошо работают в очень агрессивных средах: например, в Норвегии наша компания оборудовала ими склад для хранения соли.
Решение, которое называется MOVO – это стеллажные конструкции, перемещающиеся по рельсам; их применение позволяет значительно сэкономить на складских площадях. В первую очередь MOVO используются не на быстро оборачиваемых складах, а там, где необходимо очень быстро увеличить объем хранения на величину до 83% в существующем здании, либо там, где важно максимально эффективно использовать его площадь, например на складах-холодильниках. Чем меньше территория, тем выгоднее устанавливать такие системы. Подобные решения в последние годы мы начали внедрять и в России. Конструкция их уникальна. Представьте себе систему стеллажей высотой 12 м и даже более, которые по необходимости передвигаются по рельсам. Они требуют не только очень качественного производства, но и точной установки и настройки: движение стеллажей настолько плавное, что при их торможении размещенная на палете монета, стоящая на ребре, не падает.
Помимо этого на скандинавском рынке наша компания является одним из лидеров по внедрению решений в области автоматизированных систем хранения. Это вертикальные карусели «патерностеры» и вертикальные лифты Tornado. Многие заказчики рассматривают эти системы как альтернативу классическим многоярусным мезонинам благодаря компактному хранению, высокой скорости обработки, минимизации ошибок при подборе заказов. У этих систем много преимуществ.
Вы разрабатываете эти автоматизированные решения самостоятельно или в сотрудничестве с другими предприятиями?
А.Б.: Это зависит от конкретного проекта. Часто мы привлекаем других производителей, но они являются поставщиками не складских решений в целом, а только их компонентов. Это оправданно, поскольку сегодня невозможно самостоятельно производить все. Мы имеем штат своих конструкторов и сборку патерностеров осуществляем частично сами в Финляндии. Также у нас есть подразделение под брендом Bruynzeel, работающее в области автоматизации архивных стеллажей. Если говорить о российском рынке, то интерес к таким решениям пока весьма скромный, но он начинает возрастать. Мы уже поставили в России несколько автоматизированных систем, включая машины Tornado. Ряд наших промышленных клиентов из отраслей начинает проявлять к ним внимание, потому что эти решения позволяют очень существенно сэкономить на складских площадях и оптимизировать хранение особенно дорогостоящих компонентов и запчастей
Какие отрасли по итогам последнего года были наиболее крупными вашими клиентами?
А.Б.: В России это логистические операторы, частично индустриальный сектор. Перечень наших клиентов достаточно большой. В этом году мы хотим больше развивать индустриальный сектор, поскольку мощности позволяют это сделать, готовы продвигать наш бренд в этом направлении. Мы пытаемся работать и с торговыми сетями, например, у нас есть опыт по установке наших продуктов в распределительные центры такой крупной компании как «Ашан».
Вы работаете в компании Constructor достаточно недавно, менее полугода. А кем работали до этого?
А.Б.: Я работаю на производстве уже 17 лет. Первая часть карьеры прошла в автопроме – в компании Bosch, потом руководил логистикой на заводе Toyota. Затем 8 с лишним лет отработал, в основном, директором по производству строительных материалов в испанской компании URSA, имеющей два завода в России. Не так давно я пришел в Constructor в качестве генерального директора компании в России с очень четкими задачами по развитию завода и продаж. То, что я уже имею большой опыт в логистике и производстве, очень помогает в работе на новой должности.
Как вы оцениваете состояние рынка стеллажного оборудования в нашей стране? Какие проблемы испытывает ваша компания и все его участники в связи с кризисом?
А.Б.: В России давно активно работают и развиваются складские операторы, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому здесь конкуренция на рынке стеллажного оборудования очень острая. Есть несколько локальных производителей, часть из них предлагает как продукцию, так и уровень сервиса хорошего качества. Наша компания позиционирует себя как единственный европейский производитель, и у нас есть серьезный потенциал в России. Большая часть наших мощностей задействована на Россию, мы очень дорожим своей репутацией, поэтому используем только определенные марки стали, не идем на компромиссы, связанные с качеством и надежностью. Мы прекрасно знаем негативный опыт некоторых наших клиентов, связанный с использованием дешевой стеллажной продукции – это оборачивается очень серьезными потерями.
Глобально рынок стеллажной продукции, конечно же, очень связан с состоянием нашей экономики. Сегодня есть серьезные надежды на рост и улучшение ситуации и некие признаки того, что 2017 год будет лучше, чем 2016-й. Это частично подтверждается теми проектами, которые мы сейчас обсуждаем с нашими клиентами и ростом в индустриальном секторе, где есть оптимизм, несмотря на сложности с финансированием. Основной проблемой в нашей отрасли являются цены, прежде всего, на сталь, которые за последние годы значительно увеличились. Сталь является основополагающим элементом в нашем производстве, и ситуация с мировыми ценами на нее непростая – недавно Европа ввела высокие ввозные пошлины, чтобы защитить свой рынок от поставок из России и Китая. Мы работаем как минимум с двумя российскими производителями, но используем европейские марки стали, которые сейчас довольно сложно закупить. Я думаю, что основные проблемы на нашем рынке у всех производителей одинаковые – это цены на сталь и определенный монополизм производителей стали. Такая ситуация имеет место как в Европе, так и в России.
Еще одна сложность связана с тем, что основным конкурентным преимуществом в России как в нашей отрасли, так и во многих других является цена. Лишь постепенно клиенты начинают искать некий баланс между ценой и качеством. Ряд клиентов, с которыми мне удалось пообщаться в недавнее время, хотят с нами сотрудничать и дальше, поскольку имеют опыт работы как с нашей продукцией, так и с продукцией других производителей и могли сравнить ее качество.
В чем же различие в качестве продукции вашей и других российских компаний?
А.Б.: Если говорить в целом, то ситуация на рынке палетных стеллажей и ситуация, связанная с системой проектирования, испытаний и оценки соответствия складских стеллажных систем в Европе и России, сильно различаются. В Европе существует ряд стандартов EN, обязательных к исполнению, в которых прописываются определенные требования к продуктам и методам их контроля. У нас есть ГОСТ 56567-2015 «Стеллажи сборно-разборные. Нормы расчета», который в целом повторяет EN 15512, но он носит только рекомендательный характер. Есть также ГОСТ 55525-2013 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия», который содержит только некоторые положения Европейских стандартов ЕН 15620:2010/ EN 15620:2010 «Стальные неподвижные системы хранения – Стеллажи сборно-разборные – Допуски, отклонения и деформации», EH 15629:2010/ EN 15629:2010 «Стальные неподвижные системы хранения – Технические условия на оборудование для хранения», EH 15635:2009/ EN 15635:2009 «Стальные неподвижные системы хранения – Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования для хранения».
Проектирование, расчеты стеллажей в Constructor Group и, в частности, в ООО «КОНСТРАКТОР РУС» выполняются в соответствии с нормами, предусмотренными EN 15512 и перечисленными выше EN 15620. Помимо норм расчета EN 15512 регламентирует и порядок проведения испытаний деталей, узлов, рам стеллажей. Результаты испытаний закладываются в программы расчета стеллажей для покупателей. В совокупности это обеспечивает надежность и безопасность поставляемых стеллажных систем.
Constructor Group обладает собственным испытательным центром в Европе для проведения необходимых испытаний. В России, по имеющимся у нас данным, таких центров пока нет, но обеспечить выполнение ГОСТа 56567 при их отсутствии невозможно.
Для подтверждения соответствия ГОСТу 55525, в сущности, в России достаточно периодических испытаний собранного стеллажа на действие горизонтальной и вертикальной нагрузки. Нагрузку при этом определяет завод-изготовитель. Мы же следуем европейским стандартам и проводим испытания на соответствие деталей и узлов стеллажей требованиям EN 15512 и на соответствие ГОСТ 55525 с нагружением стеллажей действительной предельно допускаемой нагрузкой согласно расчетам для учета в том числе и возможных нештатных ситуаций при эксплуатации стеллажей, например – аварийных, когда погрузчик ударяется в стойку или балку. В этом случае важно, чтобы вся конструкция не сложилась как карточный домик, как это случалось на некоторых складах, где используется недорогое оборудование. Благодаря нашим испытаниям мы можем гарантировать, что этого не случится. Одну и ту же конструкцию можно сделать из разных марок и типов стали, которые имеют разные характеристики. Выглядеть все будет примерно одинаково, но вести себя совершенно по-разному, и здесь мы не можем идти на компромиссы.
В компании проблемами надежности занимается серьезная команда инженеров. В том числе, в России у нас есть три человека с опытом работы плюс центральный отдел технической поддержки продаж в Европе, которые производят все расчеты всех конструкций, включая автоматизированные решения, сейсмические, строительные инженерные нагрузки. Имеется специальное программное обеспечение, которое позволяет инженерам на местах, имея техзадание от клиента, рассчитать нагрузки на балки и стойки для поддержания требуемой степени надежности.
Все это позволяет компании Constructor поставлять продукцию европейского уровня качества и предоставлять пятилетнюю гарантию на конструкции. Мы приглашаем всех желающих посетить наш сайт, где можно получить всю информацию о нашей продукции. Наши специалисты готовы ответить на все вопросы клиентов и при необходимости показать, как наши системы работают в реальных условиях на складах наших клиентов.