Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году

Перераспределение на высшем уровне
Юрген Вармбольд (Jürgen Warmbold),
независимый журналист, автор-составитель мировых рейтингов

Сравнивая количество поставленной техники в 2015-м и предыдущем отчетных годах, трудно будет заметить разницу. Тем не менее, на рынке напольного транспорта во всех регионах мира наблюдаются значительные сдвиги. Во-первых, рыночная доля техники с электроприводом во всем мире увеличивается за счет снижения спроса на технику с двигателем внутреннего сгорания. С другой стороны, есть регионы, развитие которых имеет противоположные тенденции; в результате полученные почти всеми европейскими производителями выгоды могут быть связаны со снижением спроса в азиатском регионе.


*Перевод предыдущего обзора под названием «Мировой рынок напольного транспорта в 2014 году» опубликован в № 4 «СиТ» за 2016 г.

© Jürgen Warmbold. Weltrangliste Flurförderzeuge – Umverteilung auf hohem Niveau (dhf 12/2016)

В 2015 г. объемы заказов на новую технику согласно данным World Industrial Truck Statistics (WITS) во всем мире увеличилось с 1 088 366 (в 2014 г. ) до 1 099 880 единиц. Из-за этого незначительного роста, который наблюдается третий год подряд, динамика рынка вновь оказалась положительной, однако в отчетном году он составил всего 1% (в предыдущем году – 7,7%). В этот положительный итог, особенно на европейских рынках, также внесли свой вклад и США. В Европе объем поступивших на напольный транспорт заказов увеличился на 28 788 единиц и достиг 373 321 единиц (в 2014 г. – 344 533 единиц), что соответствует приросту на 8,4%. Разумеется, рынки Западной и Восточной Европы развивались по-разному. Объем рынка в Западной Европе по сравнению с 2014 г. (287 000 единиц) увеличился в отчетный период до 320 000 единиц (11,5%). В этот результат внесли значительный вклад Франция (12,3%), Великобритания (14,5%), Италия (21,1%) и Испания (26,4%), а также – в меньшей степени – Германия (8,4%). В Восточной Европе объем рынка упал до 53 300 единиц техники (в 2014 г. – 57 400 единиц), т.е уменьшился на 7,1%. Отрицательное влияние оказала экономика России, где объем заказов упал на 39,3%: без ее учета рынок Восточной Европы вырос почти на 10%.

В Америке снова отмечается рост рынка, но лишь на 3,7% до 277 542 единиц – это ниже, чем в предыдущем году (267 716 единиц). Включенный в эту цифру объем североамериканского рынка испытал более значительный взлет, имея рост с 219 400 единиц (2014 г.) до 235 100 единиц (2015 г.), т.е. на 7,2%. Африканский рынок испытал спад; рынок Австралии/ Океании в значительной степени испытывает стагнацию. В Азии количество заказанных машин изменилось с 438 327 (2014 г.) до 413 777 (2015 г.) и, следовательно, снизился на 5,6%. Причина этого кроется в резком спаде продаж в Китае (–13%), что, в свою очередь, обусловлено уменьшением спроса в этом регионе на вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. В натуральном выражении объем заказов на напольный транспорт в Китае упал с 273 300 единиц (2014 г.) до 238 300 единиц (2015 г.).

В глобальном плане, как показывает статистика, отдельные сегменты рынка по классам техники также показали рост. Только в сегменте техники классов 4/5 (противовесные вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания) на рынке зафиксировано значительное падение, составившее 9,6%. Тем не менее, техника, входящая в классы 4/5, на сегодняшний день продолжает быть самым большим сегментом – он занимает 39,8% рынка (в предыдущем году – 44,5%). Увеличение заказов в классе 1 (электрические противовесные погрузчики) составило 6%, в классе 2 (складская техника с сиденьем или платформой для оператора) – 7,7%, а в классе 3 (электроприводная техника с сопровождающим ее пешим оператором) – 12,3%. В количественном выражении объем заказов в классе 1 составил 192 346 единиц (в предыдущем году – 181 511 единиц), в классе 2 – 113 824 единиц (в предыдущем году – 105 645 единиц), в классе 3 – 355 923 единиц (в предыдущем году – 317 002 единиц) и в классе 4/5 – 437 787 ( в предыдущем году – 484 208 единиц).

Ведущие ассоциации производителей напольного транспорта

ABIMAQ – Associção Brasileira da Indústria de Máquinas e Equipamentos (Бразилия)

CITA – China Industrial Truck Association (Китай)

FEM IT – European Federation of Materials Handling, Product Group Industrial Trucks (Европа)

ITA – Industrial Truck Association (США, Канада, Мексика)

JIVA – Japanese Industrial Vehicle Association (Япония)

KOCEMA – Korean Construction Equipment Manufacturers Association (Южная Корея)

Ситуация на общеевропейском рынке отражает динамику глобального рынка: спрос на напольный транспорт всех классов, кроме погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания, увеличился. Тем не менее, спад заказов на технику, работающую на дизельном топливе и сжиженном газе, в Европе оказался более чем на 2% меньше, чем в других регионах.

На фоне развития промышленности 4.0 и в том числе интралогистики 4.0, а также роста объемов продаж в электронной торговле, для которой требуется в основном техника для выполнения операций внутри помещений, среди всех классов напольного транспорта спрос дополнительно смещается в сторону машин, оснащенных электродвигателем. При этом также будут востребованы частично и полностью автоматизированные решения, включая соответствующие коммуникационные платформы. Тем не менее, можно предположить, что противовесные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания по-прежнему будут находить своих клиентов. Особенно на развивающихся рынках, где операторы в основном используют недорогой промышленный транспорт, в будущем по-прежнему есть хорошие перспективы для продаж сравнительно простых устройств. Помимо объемов новых заказов статистика WITS также сообщает об объемах продаж напольного транспорта. После увеличения в 2014 г. на 7,5% в отчетном году продажи также выросли, но лишь незначительно – с 1 063 029 единиц (2014 г.), до 1 064 224 единиц (2015 г.), и, таким образом, рост составил 0,1%.

Перспективы на будущее

В III квартале 2016 г. (нарастающим итогом) объем заказов на мировом рынке напольного транспорта по сравнению с тем же периодом предыдущего года вырос с 827 944 до 876 744 единиц. Это соответствует увеличению рынка на 5,9%. Основываясь на этих результатах, мы ожидаем, что в 2016 г. или в 2016–2017 гг. также будет иметь место увеличение объемов. Как и в 2015 г., за рост в первые девять месяцев 2016 г. отвечала техника классов 1–3. Сегмент техники класса 1 вырос с 141 635 до 152 464 единиц (на 7,7%), сегмент так называемой складской техники – в целом (классы 3 и 2) с 348 920 до 394 246 единиц (на 13%). Однако объемы заказов на оборудование классов 4 и 5 снова снижаются. Это можно увидеть по заказам на погрузчики с двигателем внутреннего сгорания, объем которых за первые три квартала упал с 337 389 единиц в 2015 г. до 330 034 единиц в 2016 г. (–2,2%).

Объем заказанного в 2016 г. во всем мире напольного транспорта (с января по сентябрь) составляет в Европе 311 900 единиц (рост 13,5%), и в том числе 46 500 единиц приходится на Восточную Европу (19,5%). В Китае заказано 202 700 единиц (8,5%), в Азии в целом – 331 700 единиц (3%) и в Северной Америке – 177 400 единиц (+3,1%) – развитие позитивное. В других регионах зафиксировано снижение до 55 700 единиц (5,6%) (источники: информационный лист WITS Q3-2016; пресс-релиз компании Jungheinrich за III квартал 2016 г.).

Изменения как константа

Каждый год одни компании покидают мировой рейтинг, а другие становятся его участниками. В отчетном 2015 г. (или 2015/2016 гг.) два предприятия выбыли и два вошли в наш список. Его покинули компании Tailift Group (Республика Китай) и EP Equipment (КНР). Tailift была передана концерну Toyota. EP Equipment захотела приостановить свое участие без объяснения причин. В рейтинг также была добавлена фирма Genkinger GmbH после своего отделения от бывшей сестринской компании Hubtex.

Классы напольного транспорта

Класс 1 – вилочные электропогрузчики с противовесом, сиденьем или площадкой для водителя (Electric Motor Rider Trucks)

Класс 2 – узкопроходная погрузочная техника с электроприводом (Electric Motor Narrow Aisle Trucks)

Класс 3 – погрузочная техника с поворотной рукояткой и электроприводом (Electric Motor Hand Trucks)

Класс 4 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и массивными шинами Internal Combustion Engine Trucks (Cushion Tire)

Класс 5 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и пневмошинами Internal Combustion Engine Trucks (Tire)

Класс 6 – тягачи и тележки без вил с электромотором или двигателем внутреннего сгорания (Electric and Internal Combustion Engine Tractors)

Класс 7 – вилочные погрузчики высокой проходимости (Rough Terrain Fork Lift Truck)

Класс 8 – тележки, перевозимые вручную (Hand Pallet Trucks)

Рыночные доли компаний и методика составления рейтинга

В рейтинг включены только те производители, которые указали в своих отчетах объем продаж в отчетном году в размере не менее 10 млн евро. Фактически все поставщики напольного транспорта, которые удовлетворяют этому критерию и имеют такой минимальный коммерческий доход, могут попасть в рейтинг и использовать это для маркетинговых целей. Однако есть производители (часть из них является крупными игроками на рынке), которые не хотят быть в него включены. Поэтому рейтинг не претендует на полноту или не является всеобъемлющим. Мы подчеркнули бы, что место компании в приведенном здесь списке базируется исключительно на выраженных в евро ее коммерческих доходах в течение финансового года и не содержит никакой информации ни о количестве, ни о качестве произведенной продукции.

Некоторые производители оценивают свою долю на рынке не по объему денежной выручки, а по количеству проданных единиц техники (если они делают это вообще). В качестве альтернативы этому мы приводим таблицу, где указаны товарообороты и рыночные доли компаний в денежном выражении. Обороты, приведенные в мировом рейтинге для приводного напольного транспорта, суммируются и увеличиваются на 5%. Полученная таким образом общая сумма соответствует объему мирового рынка, а вычисленные на ее основе доли компаний представлены в таблице рейтинга. Рассчитывая долю на рынке таким образом, мы также учитываем то, что отдельные виды техники могут очень сильно отличаться по средней стоимости – от нескольких тысяч евро, например, для простой электроприводной тележки с поворотной рукояткой до примерно миллиона евро для ричстакера. В таблице мирового рейтинга приведены показатели объемов продаж напольного транспорта отдельных компаний по мере убывания их величины.

Объемы продаж всех компаний в таблице были пересчитаны в евро, указана также доля рынка каждого предприятия. Все валютные перерасчеты в рейтинге 2014 г. проводились согласно курсам обмена Европейского центрального банка (ЕСВ) в соответствии с его среднегодовыми показателями, а не на конец финансового года соответствующей фирмы. Такое изменение методики расчета необходимо из-за резких колебаний в обменном курсе, которые также не могут быть исключены в будущем.

В таблице не приведены численные показатели прибыли: вместо этого знак «+» означает получение компанией прибыли, «–» – убытки и «н. д.» – отсутствие данных. Также в ней указана численность сотрудников, занятых на производстве напольного транспорта. В смешанных производственных компаниях число сотрудников, занятых на производстве напольного транспорта, часто невозможно определить, поэтому некоторые поля остались пустыми.

Отчеты акционерных компаний, как правило, включают в себя информацию о прибыли или убытках, баланс и отчет о движении денежных средств, на основе которых можно оценить их функциональные возможности и способность выдержать кризисную ситуацию на рынке. Мы также брали информацию о показателях и фактах деятельности компаний из Интернета, насколько это возможно, проверяя ее актуальность. Кроме того, всем производителям были отправлены опросные листы. Представленные ответы были проверены на достоверность редакционной командой, а затем включались в рейтинг, если не было возможности использовать иную информацию. К счастью, компании обычно с радостью давали необходимые данные, и только очень немногие отказывались разглашать какие-либо сведения об их деятельности. В таком случае мы экстраполировали показатели выручки от реализации за предыдущий год в соответствии с изменениями на рынке соответствующей страны.

Экономические показатели крупнейших производителей напольного транспорта в 2015-2016 отчетно-финансовом году
(по данным немецкого журнала DHF, декабрь 2016 г.)
Место в 2015–2016 гг. Компания (марка) Объемы продаж техники, млн евро Доля на рынке, % Число работников, занятых в производстве напольного транспорта, чел. Прибыль (+), убытки (–), нет данных (н. д.) Место расположения головного офиса
1 (1***) Toyota Industries Corp. (Toyota, BT, Сesab, Raymond)* 7476 (6592***) 23,24 27 023 (24 551***) + Япония
2 (2) Kion (Linde, STILL, Fenwick, OM STILL, Baoli, Voltas, Egemin) 5098 (4678) 15,85 23 506 (22 669) + Германия
3 (3) Jungheinrich 2754 (2498) 8,56 13 962 (12 549) + Германия
4 (5) Crown Equipment Corp.* 2379 (1882) 7,40 13 200 (12 000) н.д. США
5 (4) Hyster-Yale Materials Handling (Yale, Hyster, Utilev) 2321 (2083) 7,23 5400 (5400) + США
6 (6) Mitsubishi Heavy Industries (Mitsubishi Nichiyu Forklift, Mitsubishi Caterpillar, Rocla)* 1806 (1855) 5,61 5462 (5522) + Япония
7 (7) Cargotec (Kalmar) 1663 (1487) 5,17 5980 (5219) + Финляндия
8 (8) UniCarriers (UniCarriers, TCM, Atlet)* 1191 (1326) 3,70 5515 (5536) + Япония
9 (9) Manitou 1067 (1039) 3,32 н.д. + Франция
10 (10) Anhui Heli 808 (812) 2,51 4831 (5000) + КНР
11 (13) Clark 666 (533) 2,07 1500 (1500) + Юж. Корея
12 (11) Hangcha Group 656 (735) 2,04 1115 (1063) + КНР
13 (12) Komatsu* 596 (604) 1,85 н.д. + Япония
14 (14) Doosan Industrial Vehicle 562 (427) 1,75 н.д. (880) Юж. Корея
15 (15) Hyndai Heavy Idustries 378 (340) 1,18 н.д. (420) Юж. Корея
16 (16) Merlo 295 (287) 0,92 717 (729) + Италия
17 (18) Combilift** 181 (148) 0,56 375 (330) + Ирландия
18 (19) Konecranes 170 (147) 0,53 197 (180) + Финляндия
19 (18) Lonking Machinery 147 (140) 0,46 н.д. + КНР
20 (22) Zhejiang Maximal Forklift 90 (102) 0,28 600 (500) + КНР
21 (24) Godrej & Boyce 62 (49) 0,19 568 (1025) н.д. Индия
22 (23) Hubtex 57 (52) 0,18 н.д. н.д. Германия
23 (26) Svetruck** 56 (46) 0,17 170 (170) + Швеция
24 (27) PR Industrial (Pramac) 32 (28) 0,10 130 (120) + Италия
25 (27) Baumann 29 (28) 0,09 91 (84) + Италия
26 (29) Stöсklin 26 (25) 0,08 63 (60) н. д. Швейцария
27 (25) Paletrans 26 (49) 0,08 335 (382) + Бразилия
28 Genkinger 15 (15) 0,05 124 (121) н. д. Германия
29 (28) Magaziner 13 (13) 0,04 60 (60) + Германия
30 (31) MIAG 11 (11) 0,03 90 (90) + Германия
*Отчетный год – с 01.04 по 31.03.
**Отчетный год – с 01.09 по 31.08. В остальных случаях отчетный период совпадает с 2014 календарным годом.
*** В скобках указаны данные за предыдущий финансовый год.