Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году
Сравнивая количество поставленной техники в 2015-м и предыдущем отчетных годах, трудно будет заметить разницу. Тем не менее, на рынке напольного транспорта во всех регионах мира наблюдаются значительные сдвиги. Во-первых, рыночная доля техники с электроприводом во всем мире увеличивается за счет снижения спроса на технику с двигателем внутреннего сгорания. С другой стороны, есть регионы, развитие которых имеет противоположные тенденции; в результате полученные почти всеми европейскими производителями выгоды могут быть связаны со снижением спроса в азиатском регионе.
*Перевод предыдущего обзора под названием «Мировой рынок напольного транспорта в 2014 году» опубликован в № 4 «СиТ» за 2016 г.
© Jürgen Warmbold. Weltrangliste Flurförderzeuge – Umverteilung auf hohem Niveau (dhf 12/2016)
В 2015 г. объемы заказов на новую технику согласно данным World Industrial Truck Statistics (WITS) во всем мире увеличилось с 1 088 366 (в 2014 г. ) до 1 099 880 единиц. Из-за этого незначительного роста, который наблюдается третий год подряд, динамика рынка вновь оказалась положительной, однако в отчетном году он составил всего 1% (в предыдущем году – 7,7%). В этот положительный итог, особенно на европейских рынках, также внесли свой вклад и США. В Европе объем поступивших на напольный транспорт заказов увеличился на 28 788 единиц и достиг 373 321 единиц (в 2014 г. – 344 533 единиц), что соответствует приросту на 8,4%. Разумеется, рынки Западной и Восточной Европы развивались по-разному. Объем рынка в Западной Европе по сравнению с 2014 г. (287 000 единиц) увеличился в отчетный период до 320 000 единиц (11,5%). В этот результат внесли значительный вклад Франция (12,3%), Великобритания (14,5%), Италия (21,1%) и Испания (26,4%), а также – в меньшей степени – Германия (8,4%). В Восточной Европе объем рынка упал до 53 300 единиц техники (в 2014 г. – 57 400 единиц), т.е уменьшился на 7,1%. Отрицательное влияние оказала экономика России, где объем заказов упал на 39,3%: без ее учета рынок Восточной Европы вырос почти на 10%.
В Америке снова отмечается рост рынка, но лишь на 3,7% до 277 542 единиц – это ниже, чем в предыдущем году (267 716 единиц). Включенный в эту цифру объем североамериканского рынка испытал более значительный взлет, имея рост с 219 400 единиц (2014 г.) до 235 100 единиц (2015 г.), т.е. на 7,2%. Африканский рынок испытал спад; рынок Австралии/ Океании в значительной степени испытывает стагнацию. В Азии количество заказанных машин изменилось с 438 327 (2014 г.) до 413 777 (2015 г.) и, следовательно, снизился на 5,6%. Причина этого кроется в резком спаде продаж в Китае (–13%), что, в свою очередь, обусловлено уменьшением спроса в этом регионе на вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. В натуральном выражении объем заказов на напольный транспорт в Китае упал с 273 300 единиц (2014 г.) до 238 300 единиц (2015 г.).
В глобальном плане, как показывает статистика, отдельные сегменты рынка по классам техники также показали рост. Только в сегменте техники классов 4/5 (противовесные вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания) на рынке зафиксировано значительное падение, составившее 9,6%. Тем не менее, техника, входящая в классы 4/5, на сегодняшний день продолжает быть самым большим сегментом – он занимает 39,8% рынка (в предыдущем году – 44,5%). Увеличение заказов в классе 1 (электрические противовесные погрузчики) составило 6%, в классе 2 (складская техника с сиденьем или платформой для оператора) – 7,7%, а в классе 3 (электроприводная техника с сопровождающим ее пешим оператором) – 12,3%. В количественном выражении объем заказов в классе 1 составил 192 346 единиц (в предыдущем году – 181 511 единиц), в классе 2 – 113 824 единиц (в предыдущем году – 105 645 единиц), в классе 3 – 355 923 единиц (в предыдущем году – 317 002 единиц) и в классе 4/5 – 437 787 ( в предыдущем году – 484 208 единиц).
Ведущие ассоциации производителей напольного транспорта
ABIMAQ – Associção Brasileira da Indústria de Máquinas e Equipamentos (Бразилия)
CITA – China Industrial Truck Association (Китай)
FEM IT – European Federation of Materials Handling, Product Group Industrial Trucks (Европа)
ITA – Industrial Truck Association (США, Канада, Мексика)
JIVA – Japanese Industrial Vehicle Association (Япония)
KOCEMA – Korean Construction Equipment Manufacturers Association (Южная Корея)
Ситуация на общеевропейском рынке отражает динамику глобального рынка: спрос на напольный транспорт всех классов, кроме погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания, увеличился. Тем не менее, спад заказов на технику, работающую на дизельном топливе и сжиженном газе, в Европе оказался более чем на 2% меньше, чем в других регионах.
На фоне развития промышленности 4.0 и в том числе интралогистики 4.0, а также роста объемов продаж в электронной торговле, для которой требуется в основном техника для выполнения операций внутри помещений, среди всех классов напольного транспорта спрос дополнительно смещается в сторону машин, оснащенных электродвигателем. При этом также будут востребованы частично и полностью автоматизированные решения, включая соответствующие коммуникационные платформы. Тем не менее, можно предположить, что противовесные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания по-прежнему будут находить своих клиентов. Особенно на развивающихся рынках, где операторы в основном используют недорогой промышленный транспорт, в будущем по-прежнему есть хорошие перспективы для продаж сравнительно простых устройств. Помимо объемов новых заказов статистика WITS также сообщает об объемах продаж напольного транспорта. После увеличения в 2014 г. на 7,5% в отчетном году продажи также выросли, но лишь незначительно – с 1 063 029 единиц (2014 г.), до 1 064 224 единиц (2015 г.), и, таким образом, рост составил 0,1%.
Перспективы на будущее
В III квартале 2016 г. (нарастающим итогом) объем заказов на мировом рынке напольного транспорта по сравнению с тем же периодом предыдущего года вырос с 827 944 до 876 744 единиц. Это соответствует увеличению рынка на 5,9%. Основываясь на этих результатах, мы ожидаем, что в 2016 г. или в 2016–2017 гг. также будет иметь место увеличение объемов. Как и в 2015 г., за рост в первые девять месяцев 2016 г. отвечала техника классов 1–3. Сегмент техники класса 1 вырос с 141 635 до 152 464 единиц (на 7,7%), сегмент так называемой складской техники – в целом (классы 3 и 2) с 348 920 до 394 246 единиц (на 13%). Однако объемы заказов на оборудование классов 4 и 5 снова снижаются. Это можно увидеть по заказам на погрузчики с двигателем внутреннего сгорания, объем которых за первые три квартала упал с 337 389 единиц в 2015 г. до 330 034 единиц в 2016 г. (–2,2%).
Объем заказанного в 2016 г. во всем мире напольного транспорта (с января по сентябрь) составляет в Европе 311 900 единиц (рост 13,5%), и в том числе 46 500 единиц приходится на Восточную Европу (19,5%). В Китае заказано 202 700 единиц (8,5%), в Азии в целом – 331 700 единиц (3%) и в Северной Америке – 177 400 единиц (+3,1%) – развитие позитивное. В других регионах зафиксировано снижение до 55 700 единиц (5,6%) (источники: информационный лист WITS Q3-2016; пресс-релиз компании Jungheinrich за III квартал 2016 г.).
Изменения как константа
Каждый год одни компании покидают мировой рейтинг, а другие становятся его участниками. В отчетном 2015 г. (или 2015/2016 гг.) два предприятия выбыли и два вошли в наш список. Его покинули компании Tailift Group (Республика Китай) и EP Equipment (КНР). Tailift была передана концерну Toyota. EP Equipment захотела приостановить свое участие без объяснения причин. В рейтинг также была добавлена фирма Genkinger GmbH после своего отделения от бывшей сестринской компании Hubtex.
Классы напольного транспорта
Класс 1 – вилочные электропогрузчики с противовесом, сиденьем или площадкой для водителя (Electric Motor Rider Trucks)
Класс 2 – узкопроходная погрузочная техника с электроприводом (Electric Motor Narrow Aisle Trucks)
Класс 3 – погрузочная техника с поворотной рукояткой и электроприводом (Electric Motor Hand Trucks)
Класс 4 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и массивными шинами Internal Combustion Engine Trucks (Cushion Tire)
Класс 5 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и пневмошинами Internal Combustion Engine Trucks (Tire)
Класс 6 – тягачи и тележки без вил с электромотором или двигателем внутреннего сгорания (Electric and Internal Combustion Engine Tractors)
Класс 7 – вилочные погрузчики высокой проходимости (Rough Terrain Fork Lift Truck)
Класс 8 – тележки, перевозимые вручную (Hand Pallet Trucks)
Рыночные доли компаний и методика составления рейтинга
В рейтинг включены только те производители, которые указали в своих отчетах объем продаж в отчетном году в размере не менее 10 млн евро. Фактически все поставщики напольного транспорта, которые удовлетворяют этому критерию и имеют такой минимальный коммерческий доход, могут попасть в рейтинг и использовать это для маркетинговых целей. Однако есть производители (часть из них является крупными игроками на рынке), которые не хотят быть в него включены. Поэтому рейтинг не претендует на полноту или не является всеобъемлющим. Мы подчеркнули бы, что место компании в приведенном здесь списке базируется исключительно на выраженных в евро ее коммерческих доходах в течение финансового года и не содержит никакой информации ни о количестве, ни о качестве произведенной продукции.
Некоторые производители оценивают свою долю на рынке не по объему денежной выручки, а по количеству проданных единиц техники (если они делают это вообще). В качестве альтернативы этому мы приводим таблицу, где указаны товарообороты и рыночные доли компаний в денежном выражении. Обороты, приведенные в мировом рейтинге для приводного напольного транспорта, суммируются и увеличиваются на 5%. Полученная таким образом общая сумма соответствует объему мирового рынка, а вычисленные на ее основе доли компаний представлены в таблице рейтинга. Рассчитывая долю на рынке таким образом, мы также учитываем то, что отдельные виды техники могут очень сильно отличаться по средней стоимости – от нескольких тысяч евро, например, для простой электроприводной тележки с поворотной рукояткой до примерно миллиона евро для ричстакера. В таблице мирового рейтинга приведены показатели объемов продаж напольного транспорта отдельных компаний по мере убывания их величины.
Объемы продаж всех компаний в таблице были пересчитаны в евро, указана также доля рынка каждого предприятия. Все валютные перерасчеты в рейтинге 2014 г. проводились согласно курсам обмена Европейского центрального банка (ЕСВ) в соответствии с его среднегодовыми показателями, а не на конец финансового года соответствующей фирмы. Такое изменение методики расчета необходимо из-за резких колебаний в обменном курсе, которые также не могут быть исключены в будущем.
В таблице не приведены численные показатели прибыли: вместо этого знак «+» означает получение компанией прибыли, «–» – убытки и «н. д.» – отсутствие данных. Также в ней указана численность сотрудников, занятых на производстве напольного транспорта. В смешанных производственных компаниях число сотрудников, занятых на производстве напольного транспорта, часто невозможно определить, поэтому некоторые поля остались пустыми.
Отчеты акционерных компаний, как правило, включают в себя информацию о прибыли или убытках, баланс и отчет о движении денежных средств, на основе которых можно оценить их функциональные возможности и способность выдержать кризисную ситуацию на рынке. Мы также брали информацию о показателях и фактах деятельности компаний из Интернета, насколько это возможно, проверяя ее актуальность. Кроме того, всем производителям были отправлены опросные листы. Представленные ответы были проверены на достоверность редакционной командой, а затем включались в рейтинг, если не было возможности использовать иную информацию. К счастью, компании обычно с радостью давали необходимые данные, и только очень немногие отказывались разглашать какие-либо сведения об их деятельности. В таком случае мы экстраполировали показатели выручки от реализации за предыдущий год в соответствии с изменениями на рынке соответствующей страны.
Место в 2015–2016 гг. | Компания (марка) | Объемы продаж техники, млн евро | Доля на рынке, % | Число работников, занятых в производстве напольного транспорта, чел. | Прибыль (+), убытки (–), нет данных (н. д.) | Место расположения головного офиса |
---|---|---|---|---|---|---|
1 (1***) | Toyota Industries Corp. (Toyota, BT, Сesab, Raymond)* | 7476 (6592***) | 23,24 | 27 023 (24 551***) | + | Япония |
2 (2) | Kion (Linde, STILL, Fenwick, OM STILL, Baoli, Voltas, Egemin) | 5098 (4678) | 15,85 | 23 506 (22 669) | + | Германия |
3 (3) | Jungheinrich | 2754 (2498) | 8,56 | 13 962 (12 549) | + | Германия |
4 (5) | Crown Equipment Corp.* | 2379 (1882) | 7,40 | 13 200 (12 000) | н.д. | США |
5 (4) | Hyster-Yale Materials Handling (Yale, Hyster, Utilev) | 2321 (2083) | 7,23 | 5400 (5400) | + | США |
6 (6) | Mitsubishi Heavy Industries (Mitsubishi Nichiyu Forklift, Mitsubishi Caterpillar, Rocla)* | 1806 (1855) | 5,61 | 5462 (5522) | + | Япония |
7 (7) | Cargotec (Kalmar) | 1663 (1487) | 5,17 | 5980 (5219) | + | Финляндия |
8 (8) | UniCarriers (UniCarriers, TCM, Atlet)* | 1191 (1326) | 3,70 | 5515 (5536) | + | Япония |
9 (9) | Manitou | 1067 (1039) | 3,32 | н.д. | + | Франция |
10 (10) | Anhui Heli | 808 (812) | 2,51 | 4831 (5000) | + | КНР |
11 (13) | Clark | 666 (533) | 2,07 | 1500 (1500) | + | Юж. Корея |
12 (11) | Hangcha Group | 656 (735) | 2,04 | 1115 (1063) | + | КНР |
13 (12) | Komatsu* | 596 (604) | 1,85 | н.д. | + | Япония |
14 (14) | Doosan Industrial Vehicle | 562 (427) | 1,75 | н.д. (880) | – | Юж. Корея |
15 (15) | Hyndai Heavy Idustries | 378 (340) | 1,18 | н.д. (420) | – | Юж. Корея |
16 (16) | Merlo | 295 (287) | 0,92 | 717 (729) | + | Италия |
17 (18) | Combilift** | 181 (148) | 0,56 | 375 (330) | + | Ирландия |
18 (19) | Konecranes | 170 (147) | 0,53 | 197 (180) | + | Финляндия |
19 (18) | Lonking Machinery | 147 (140) | 0,46 | н.д. | + | КНР |
20 (22) | Zhejiang Maximal Forklift | 90 (102) | 0,28 | 600 (500) | + | КНР |
21 (24) | Godrej & Boyce | 62 (49) | 0,19 | 568 (1025) | н.д. | Индия |
22 (23) | Hubtex | 57 (52) | 0,18 | н.д. | н.д. | Германия |
23 (26) | Svetruck** | 56 (46) | 0,17 | 170 (170) | + | Швеция |
24 (27) | PR Industrial (Pramac) | 32 (28) | 0,10 | 130 (120) | + | Италия |
25 (27) | Baumann | 29 (28) | 0,09 | 91 (84) | + | Италия |
26 (29) | Stöсklin | 26 (25) | 0,08 | 63 (60) | н. д. | Швейцария |
27 (25) | Paletrans | 26 (49) | 0,08 | 335 (382) | + | Бразилия |
28 | Genkinger | 15 (15) | 0,05 | 124 (121) | н. д. | Германия |
29 (28) | Magaziner | 13 (13) | 0,04 | 60 (60) | + | Германия |
30 (31) | MIAG | 11 (11) | 0,03 | 90 (90) | + | Германия |
**Отчетный год – с 01.09 по 31.08. В остальных случаях отчетный период совпадает с 2014 календарным годом.
*** В скобках указаны данные за предыдущий финансовый год.
Перевод с английского В. Петровой