Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году
По итогам 2015 г. Toyota Industries Corp. (TICO) вновь стала номером один в рейтинге мировых производителей напольного транспорта, который ежегодно составляет журнал Modern Materials Handling (ММН)*. Группа KION заняла традиционное второе место, получив почти вдвое больший доход, чем финишировавший третьим концерн Jungheinrich.
*Предыдущий рейтинг ММН см. в статье «Мировой рынок напольного транспорта в 2014 году», «СиТ», 2015 г., № 10.
Хотя объединенный оборот компаний, попавших в рейтинг, вырос менее чем на процент, 2015-й оказался хорошим годом для продаж средств напольного транспорта. В то время как несколько компаний сообщили о снижении своих доходов, многие производители отметили рост как количества единиц проданной техники, так и доходов в местной валюте (перед тем как она была конвертирована в относительно сильный доллар).
Бретт Вуд (Brett Wood) председатель Industrial Truck Association (ITA), президент и CEO Toyota Material Handling North America, констатирует, что глобальный рынок напольного транспорта и весь рынок подъемно-транспортной техники в целом продолжают расти, отражая укрепление экономики регионов – особенно Северной Америки и Европы. Фактически, зарегистрированные в нескольких странах объемы продаж напольного транспорта достигли небывало высокого уровня.
Вуд отмечает, что самый существенный вывод из анализа коммерческих данных статистики продаж в 2015 г. состоит в росте продаж электроприводной техники и снижении продаж моделей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Общие продажи электроприводных моделей классов 1, 2 и 3 выросли в течение 2014 г. на 8 %, тогда как поставки техники классов 4 и 5 снизились на 10 %. Еще более важным фактом, по мнению эксперта, стало то, что доля электроприводной техники в глобальном рынке напольного транспорта ушла с отметки в 55 %, которую занимала в 2014 г., и теперь составляет 60 % всего объема заказов.
«Устойчивость этой тенденции сейчас естественна, поскольку клиенты знают об экологическом воздействии, которое их технологии могут оказать на окружающую среду, – считает Вуд. – Ускоренный рост электронной коммерции также изменяет рынок напольного транспорта и всю логистику в целом. Популярность электроприводного оборудования для складирования грузов увеличится, чтобы удовлетворить растущий спрос компаний электронной коммерции и центров дистрибуции».
Топ-10
Подразделение по производству напольного транспорта компании Toyota увеличило доход более чем на 630 млн долл., что соответствует 8,2 %, легко преодолев планку в 8 млрд долл. Таким образом, ее оборот составил 8,35 млрд долл., объем продаж в единицах техники при этом увеличился на 7,6 % (239 тыс. ед.). Эта цифра теперь включает в себя доходы от бизнеса тайваньского производителя погрузчиков Tailift, которого Toyota приобрела в конце 2014 г.
Расположившаяся на втором месте группа KION в 2015 г. прибавила к своим доходам 6,5 %, таким образом, ее оборот достиг в общей сложности 5660 млн долл. после вывода в 2015 г. нового бренда на рынок Северной Америки и приобретения компании Egemin Automation, производителя автоматически управляемых транспортных средств. Теперь в ее производственную линейку североамериканских брендов входят марки Linde, Still, Baoli и Egemin.
Номер третий в рейтинге – концерн Jungheinrich AG – за год увеличил доходы в евро более чем на 10 %. Объем заказов вырос на 13 %, а количество произведенных единиц техники – на 9 %. В дополнение к запуску в серию нового горизонтального комплектовщика заказов и узкопроходного штабелера, в октябре 2015 г. компания приобрела расположенную в Мюнхене фирму MIAS Group, разрабатывающую и поставляющую автоматизированные складские решения, включая подъемные краны-штабелеры и погрузочно-разгрузочное оборудование. Эти новости сопровождало также сообщение о выходе распоряжения по созданию в Jungheinrich управления по разработке систем логистики. Согласно заявлению концерна оно будет охватывать весь спектр систем логистики, «это область бизнеса, в которой группа будет значительно расти, что приведет к интенсивному развитию технологий». «Итоги нашей деятельности в 2015 г. были очень хорошими, – говорит Ханс-Георг Фрай (Hans-Georg Frey), председатель правления концерна Jungheinrich AG. – Это доказывает официально опубликованный отчет, сообщающий о росте доходов, который выражается двузначным числом, объема поступивших заказов, чистых продаж, EBIT и EBT, увеличении рыночной доли в Европе и во всем мире, а также в важных стратегических проектах».
Место в 2015 г. | Компания | Место в рейтинге 2014 г. | Объем продаж по всему миру в 2014 финансовом году, млн. долл. | Объем продаж по всему миру в 2015 финансовом году, млн. долл. | Изменение объема продаж, % | Бренды в Северной Америке | Место расположения штаб-квартиры |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Toyota Industries Corp. | 1 | 7712 | 8346 | 8,2 | Toyota, Raymond | Аичи, Япония |
2 | Kion Group | 2 | 5314 | 5659 | 6,5 | Linde, Still, Baoli, Egemin | Висбаден, Германия |
3 | Jungheinrich AG | 3 | 3033 | 2998 | –1,2 | Продается в Северной Америке компанией MCFA | Гамбург, Германия |
4 | Crown Equipment Corp. | 5 | 2500 | 2640 | 5,6 | Crown, Hamech | Нью-Бремен, шт. Огайо, США |
5 | Hyster-Yale Materials Handling | 4 | 2767 | 2578 | –6,8 | Hyster, Yale | Кливленд, шт. Огайо, США |
6 | Mitsubishi Nichiyu Forklift Co. | 6 | 2159 | 2012 | –6,8 | Mitsubishi, CAT, Jungheinrich (только в Северной Америке) | Киото, Япония |
7 | UniCarriers Corp. | 7 | 1533 | 1625 | 6,0 | UniCarriers, TCM, Atlet, Barrett | Токио, Япония |
8 | Anhui Forklift Truck Group | 8 | 1123 | 907 | –19,2 | Heli | Хефей, пров. Аньхой, КНР |
9 | Komatsu Ltd. | 10 | 900 | 760 | 15,6 | Komatsu | Токио, Япония |
10 | Clark Material Handling International | 11 | 741 | 739 | –0,3 | Clark | Сеул, Южная Корея |
11 | Doosan Industrial Vehicle | 12 | 683 | 706 | 3,4 | Doosan | Сеул, Южная Корея |
12 | Hangcha Group Co., Ltd. | 9 | 971 | 704 | –27,5 | HC, Hangcha | Ханчжоу, КНР |
13 | Hyundai Heavy Industries | 13 | 477 | 477* | 0 | Hyundai | Ульсан, Южная Корея |
14 | Combilift Ltd. | 16 | 190 | 212 | 11,6 | Combilift | Монаган, Ирландия |
15 | Lonking Forklift Co., Ltd. | 14 | 190 | 163 | –14,2 | Lonking | Шанхай, КНР |
16 | EP Equipment Ltd. | – | 135 | 160 | 18,5 | Big Joe | Ханчжоу, КНР |
17 | Hytsu | 18 | 82 | 82* | 0 | Hytsu | Шанхай, КНР |
18 | Hubtex | 17 | 75 | 76 | 1,3 | Hubtex | Фулда, Германия |
19 | Paletrans Equipment | 20 | 69 | 69* | 0 | Paletrans | Кравинхос, Бразилия |
20 | Godrej & Boyce Manufacturing | 19 | 76 | 67 | –11,8 | В Северную Америку не поставляется | Мумбай, Индия |
Всего | 30 730 | 30 980 |
* Данные по доходам к моменту публикации рейтинга не были получены
Crown Equipment сообщила о получении в 2015 г. почти на 6 % более высоких доходов и вышла на четвертое место, после того как в течение трех лет занимала 5-ю позицию в рейтинге. Доход Crown в 2,64 млрд долл. превзошел продажи фирмы Hyster-Yale на 62 млн долл.
На пятом месте – компания Hyster-Yale, продажи которой в единицах техники упали меньше чем на процент – до 86 900 ед., что соответствует снижению дохода на 6,8 %. По заявлению компании, она в значительной степени связывает такой результат с усилением доллара в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Кроме того, в заявлении пояснялось, что доходы компании в Северной и Южной Америках частично уменьшились в результате изменений в структуре продаж – снижения спроса на более дорогостоящую технику класса 5 и увеличения продаж менее дорогих погрузчиков класса 3. В начале 2016 г. Hyster-Yale объявила о приобретении Penta Holding, держателя большинства акций фирмы Bolzoni S.p.A., ведущего производителя навесного оборудования для вилочных погрузчиков.
Компания Mitsubishi Nichiyu, которая включает в себя Cat Lift Trucks, сохранила шестое место, после того как ее доходы уменьшились на 147 млн долл., или 6,8 %, до 2,01 млрд долл. Однако в заявлении компании разъясняется, что в 2014 г. ее доход включал 15-месячные результаты деятельности некоторых заграничных филиалов, тогда как итоги 2015 г. отражают 12-месячные результаты соответственно объединенному финансовому году, начинающемуся 1 апреля и заканчивающемуся 31 марта. Компания также сообщила об увеличении на 4,4 % количества произведенных в 2015 г. единиц техники, общее количество которых достигло 60 752 единиц.
UniCarriers Americas вновь заняла седьмое место после 6 %-го роста доходов, составивших 1,6 млрд долл. Как сообщил Джеймс Дж. Радоус III (James J. Radous III), президент UniCarriers Americas, в прошлом году актив компании пополнился новыми производственными складами, собственными цехами по изготовлению компонентов оборудования, кроме того, она модернизировала главные технологические системы. «Мы имели сильное развитие в 2015 г., и даже при наличии вызовов вышли из него с существенным ростом продаж, – говорит Радоус. – Вертикальная интеграция и разработка новых изделий продолжат быть частью наших стратегий продвижения вперед, к сильному росту. Выстраивая физическую и системную инфраструктуру, рассчитанную на продолжительное развитие, мы приписываем наш успех той истинной надежности, которая отличает наши изделия и наших людей».
Номер восемь – Anhui Forklift, изготовитель напольного транспорта под маркой Heli – сообщил о продаже в 2015 г. 74 392 единиц техники, что на 10 % меньше, чем в 2014 г. Это внесло свой вклад в 19 %-е падение доходов – до 907 млн долл. В 2015 г. компания начала выпуск второй своей марки – CHL, которая, как утверждается, предназначена главным образом для продвижения на новых рынках.
Находившаяся несколько лет подряд на седьмой позиции рейтинга с доходами, превышающими 1 млрд долл., компания Komatsu в 2014 г. переместилась на десятое место. Теперь Komatsu на девятом месте, поскольку ее доходы упали еще на 15 %, составив 760 млн долл.
Hangcha, китайский изготовитель техники марок Hangcha и HC, выпал из первой десятки лидеров рынка и опустился сразу на три позиции в рейтинге, после того как его доходы снизились на 27 %. Это позволило Clark Material Handling пробиться в Топ-10 рейтинга впервые за всю историю компании.
Компания Clark Material Handling, штаб-квартира которой находится в Южной Корее, сохранила примерно тот же уровень дохода, что и годом ранее, но сообщила о расширении и инвестициях в 2015 г. Компания расширила производство в Лексингтоне, начала выпуск нескольких электрических моделей, нового ричтрака, нового штабелера для перевозки одновременно двух палет (класс 3), новых запатентованных грузоподъемных мачт, а также перепроектировала и усовершенствовала различные решения в эргономике оборудования.
По собственному заявлению, Clark продолжает вкладывать средства в изделия и производство, направляя существенные инвестиции в свое североамериканское предприятие, равно как и в дополнительную техническую поддержку для проведения научных исследований и развития в Северной Америке.
Изменения в нижней половине рейтинга
После увеличения дохода на 3,4 % до 706 млн долл. компания Doosan усилила свои позиции и переместилась с двенадцатого места, которое занимала несколько лет, на одиннадцатое.
На двенадцатом месте расположилась компания Hangcha, доходы которой снизились на 27,5 %, после того как в отчетном году она продала 66 737 единиц (в 2014 г. – 77 567 ед.). Компания реализует новое складское оборудование, включая технику для перевозки палет, буксировочные тягачи и ричтраки. В сообщении, полученном от Hangcha, говорится, что «рыночный спрос все еще остается слабым, но наши продажи складского оборудования в 2015 г. увеличились».
На тринадцатом месте находится Hyundai Heavy Industries, которая не смогла сообщить о своих доходах в 2015 г. ко времени окончания подготовки рейтинга.
Фирма Combilift увеличила количество выпускаемых единиц техники на 13 %, а доходы примерно на 12 % и, таким образом, при обороте в 212 млн долл. заняла четырнадцатое место. Это результат устойчивого движения Combilift вверх в нашем списке: с 2010 г., когда компания занимала восемнадцатое место, к настоящему времени она практически удвоила свой доход. После того как компания в 2015 г. построила в Ирландии новое производственное предприятие, в которое инвестировала 45 млн долл., она имеет отдел, специализирующийся на разработке складских решений, который предлагает потенциальным клиентам услуги по проектированию любой подъемно-транспортной техники.
После 5 %-го сокращения объема проданных единиц (до 20 106 шт.) Lonking переместилась на одну позицию вниз и оказалась на пятнадцатом месте (оборот 163 млн долл.).
На шестнадцатой позиции – вновь вошедшая в рейтинг фирма EP Equipment, поставляющая в Северную Америку напольный транспорт под маркой Big Joe Forklifts. Компания сообщила о росте дохода, который был достигнут только за счет внутреннего развития и составил более чем 18 %: ее продажи в 2014 г. составили 19 тыс. единиц техники, а в 2015 г. – 24 тыс. единиц. Санг Тиан (Sang Tian), вице-президент EP, приписывает этот рост инновациям, которые фирма длительное время внедряла при производстве своего оборудования, особенно техники классов 2 и 3, а также дополнительному выходу на ключевых международных производителей напитков.
Ко времени публикации рейтинга Hystu не сообщила нам о своих продажах за 2015 г., но запланированные компанией еще в 2014 г. доходы были достаточным основанием, чтобы переместить ее на одно место и поставить на семнадцатую позицию. Hubtex, немецкий изготовитель специальных транспортных средств, включая электроприводный мультинаправленный сайдлоудер, четырехходовые сайдлоудеры с дизельным и газовым двигателями, ричтраки, комплектовщики заказов и транспортные системы для перевозки стекла, указал уровень своего дохода и переместился на восемнадцатое место. Бразильский производитель Paletrans Equipment, номер девятнадцатый в рейтинге, также не сообщил о результатах своей хозяйственной деятельности. Последнюю позицию рейтинга заняло основанное в Индии предприятие Godrej & Boyce, которое заработало 67 млн долл., что примерно на 12 % ниже результата предыдущего года.
По мнению Бретта Вуда, трудно предсказать то, что принесет для рынка напольного транспорта 2016 год. «Есть много неизвестных факторов, которые могут воздействовать на развитие глобальной экономики в 2016 г. и на продажи погрузочной техники, – утверждает он. – Несмотря на эти факторы, вероятнее всего, что доля электроприводных моделей будет продолжать расти, все больше будет внедряться автоматизированная складская обработка грузов, и технология Big Data (Большие данные) найдет свою дорогу в нашу промышленность, позволив организовать компьютеризованную дистанционную связь и обмен информацией с погрузочной техникой».
Как оцениваются поставщики
Чтобы иметь возможность участвовать в ежегодном рейтинге двадцати лучших производителей напольного транспорта ММН, компания должна производить и продавать технику, по крайней мере, одного из семи классов, принятых Индустриальной ассоциацией производителей напольного транспорта (ITA).
Классы техники определяются типом двигателя, функциональными возможностями ее работы в разных окружающих средах, местом расположения оператора и характеристиками оборудования:
- класс 1 – вилочные противовесные электропогрузчики с пневматическими или бандажными шинами;
- класс 2 – узкопроходные электроприводные машины с массивными шинами;
- класс 3 – электроприводная погрузочная техника с поворотной рукояткой и площадкой для оператора или без нее;
- класс 4 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и массивными шинами, подходящие для использования внутри помещений на твердых дорожных покрытиях;
- класс 5 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и пневмошинами, подходящие для использования вне помещений, в том числе на неровных дорожных покрытиях;
- класс 6 – тягачи и тележки без вил, с электромотором или двигателем внутреннего сгорания, способные буксировать груз массой не менее 1 тыс. фунтов;
- класс 7 – вилочные погрузчики высокой проходимости.
Место каждой компании в рейтинге определяется в соответствии с показателем ее дохода от продаж приводного напольного транспорта по всему миру в течение последнего бюджетного года. Показатели продаж, представленные в иностранной валюте, пересчитаны в доллары США по обменному курсу на 31 декабря 2015 г.
Рост в глобальных регионах
Организация Worldwide Industrial Truck Statistics (WITS) ежемесячно и ежеквартально отслеживает статистику продаж напольного транспорта по всему миру и компилирует информацию от шести коммерческих ассоциаций, основанных в Северной Америке, Бразилии, Японии, Корее, Европе и Китае. Согласно ее данным в 2015 г. объем заказов этой техники в мире увеличился немногим более чем на процент. В 2014 г. этот рост составил 8 %, а в 2013 г. – 5 %. Основные итоги 2015 г., по мнению WITS, следующие:
• после почти полного отсутствия роста в 2014 г. объемы заказов и поставок техники в Европе в 2015 г. увеличились на 9 % и 7 % соответственно. В Европе опять имел место наибольший рост заказов с увеличением в течение года на 8 %: их общее число в 2015 г. достигло 370 тыс. единиц.
Регион | Объем заказов, ед. техники | Объем поставок, ед. техники | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 г. | 2015 г. | Изменение, % | 2014 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Европа (53 страны/территории) | 344 533 | 373 321 | 8,4 | 338 378 | 356 096 | 6,1 |
Северная и Южная Америки (55 стран/ территорий) |
267 716 | 277 542 | 3,7 | 255 549 | 259 907 | 1,7 |
Азия ( 43 страны/территории) | 438 327 | 413 777 | –5,6 | 432 098 | 409 630 | –5,2 |
Африка (56 стран/территорий) | 19 346 | 16 337 | –15,6 | 18 480 | 16 950 | –8,3 |
Океания (29 стран/территорий) | 18 444 | 18 903 | 2,5 | 18 524 | 18 641 | 0,6 |
Всего (236 стран/территорий) | 1 088 366 | 1 099 880 | 1,1 | 1 063 029 | 1 064 224 | 0,1 |
• в американском регионе также продолжился умеренный рост объема заказов – на 4 % по сравнению с 2014 г. (общий объем – более чем 270 тыс. единиц техники).
• доля азиатского рынка составляет 40 % мировых продаж – это по-прежнему наибольший их сегмент, объем которого оценивается приблизительно в 410 тыс. заказов. Однако после 10 %-го роста в течение двух последних лет азиатский рынок уменьшился на 6 % по сравнению с 2014 г., когда здесь было зарегистрировано свыше 435 тыс. заказов. Бретт Вуд утверждает, что это произошло главным образом из-за замедления роста экономики Китая и нашло отражение в снижении объемов продаж основных китайских изготовителей напольного транспорта, которое варьируется в пределах от 14 % до 27 %.
• в Океании (Австралия и окружающие ее островные государства) объемы поставок и заказов после двухлетнего падения, которое началось в 2012 г., наконец, выросли больше чем на 20 %.