Импорт противовесных вилочных погрузчиков в Россию в 2012 году

Андрей Ловков, коммерческий директор ID-Marketing

Вилочный противовесный погрузчик – вид специального транспорта, предназначенный для поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования различных грузов при помощи вил или других рабочих приспособлений. Ниже мы хотим представить читателям краткий анализ продаж брендов этой техники, имеющих лучшие показатели продаж. Не углубляясь в подробности описания и истории данного вида техники, отметим, что в отчет не включены более специализированные виды напольного транспорта – такие как ричтраки, телескопические погрузчики, боковые вилочные погрузчики, а также штабелеры и тележки.

Переходя к анализу импорта вилочных погрузчиков*, нельзя не вспомнить о кризисе 2008 г., который не обошел стороной практически ни одну отрасль экономики. В 2009 г. объемы импорта противовесных вилочных погрузчиков сократились практически в 5 раз. Тем не менее уже в следующем, 2010 г., наметилась тенденция к росту, что свидетельствовало о прохождении пика кризиса. Объем ввоза противовесных вилочных погрузчиков в 2011 г. также оказался на высоком уровне (увеличение импортных поступлений составило 66%). В 2012 г. динамика роста несколько замедлилась (темпы прироста находились на уровне 9%), однако объемы импорта уже превысили докризисные значения, и есть все основания предполагать, что рынок складской техники постепенно перей­дет в фазу стабильного роста.

Борьба за лидерство на рынке импортных вилочных погрузчиков ведется в основном среди азиатских производителей. По итогам 2012 г. на первое место вышла компания Komatsu. Под данным брендом было растаможено более 2,2 тыс. единиц рассматриваемой техники общей стоимостью более $46 млн. При этом стоит отметить исключительно положительную динамику импорта японского производителя, которая по итогам минувшего года в натуральном выражении составила 47%.

На второй позиции расположился еще один японский производитель – Toyota. В 2011 г. объемы импорта данного бренда возросли в 2,7 раз по сравнению с 2010 г. Тогда это позволило уверенно занять первую позицию с долей рынка 15,9%, значительно опередив ближайших конкурентов. 2012 г. оказался менее успешным для этого поставщика из Поднебесной, объемы импорта которого в минувшем году сократились сразу на 27%. Однако это не помешало марке Toyota вести борьбу за лидирующие позиции.


* Анализ внешнеторгового рынка проведен:

– без учета данных по Республике Беларусь;

– без учета данных по Республике Казахстан со II полугодия 2010 г.

Динамика российского импорта вилочных погрузчиков в 2010– 2012 гг., шт.

Группа компаний Anhui Forklift Truck Group – одно из крупнейших предприятий по выпуску подъемно-транспортного оборудования в Китае. В настоящее время группа включает в себя 16 различных компаний. Главное предприятие группы – Anhui Heli Cо., Ltd – расположено в провинции Анхой. Именно вилочные погрузчики Heli занимают третью позицию среди ведущих марок, которые были импортированы в Россию по итогам 2012 г. На протяжении последнего года данный бренд показывает неплохие результаты. Так, к примеру, в 2010 г. марка занимала десятую позицию в аналогичном рейтинге. Год спустя переместилась уже на седьмую позицию и сейчас имеет неплохие шансы закрепиться в тройке ведущих иностранных брендов на российском рынке. По итогам 2012 г. рост импортных поступлений китайской марки составил 66%.

В 2012 г. в шестерке ведущих марок присутствует и американский производитель Yale, входящий в корпорацию NACCO Industries, Inc. После относительно неудачного 2010 г. уже в 2011 г. поставки рассматриваемой техники производителя из США увеличились сразу в 2,6 раз, что позволило ему выйти на второе место. В 2012 г. снижение поставок техники Yale составило 26%, при этом доля компании на рынке сократилась с 8,6% до 5,9%.

Объемы импорта в Россию вилочных погрузчиков с противовесом в 2012 г., шт.
Komatsu 2226
Toyota 2078
Heli 1431
Yale 1143
Hangcha 1127
Hyundai 1107
Jungheinrich 989
Nissan 773
Still 760
Dalian 750
Maximal 739
Прочие 7520
Всего 19 516

На пятом месте расположилась компания Zhejiang Hangcha (HC) Engineering Machinery (КНР). Суммарный объем импорта выпускаемых ею вилочных погрузчиков марок HC и TFN (бренд, поставляемый специально для компании «ТФН-Сервис») составил 1127 ед.

Замыкает шестерку Hyundai. Азиатский производитель наращивает объемы ввоза в геометрической прогрессии. Если в 2010 г. Hyundai занимала только 18-ю позицию с показателями импорта равными чуть более 200 единиц техники, в 2011 г. она поставила уже 423 погрузчика, заняв 16-е место, а в минувшем году – сразу 5-ю позицию с показателями импорта, в 2,6 раз превышающими значения 2011 г.

Лидерство азиатских марок отражает и общую картину на рынках ведущих стран, где были произведены погрузчики, ввезенные в Россию в 2012 г. На долю Японии, Китая и Южной Кореи приходится практически 75% импорта. Первое место занимает Япония. Доля Страны восходящего солнца по сравнению с 2011 г. сократилась с 46,8 до 34,4%, при этом объемы поставок уменьшились на 20%. Главная причина – снижение импорта вилочных погрузчиков Toyota. Всего же в Японии было выпущено 13 различных марок рассматриваемой техники, впоследствии импортированной в Россию.

Несмотря на вторую позицию Китая по объемам импорта в натуральном выражении, по количеству различных марок вилочных противовесных погрузчиков, которых по итогам 2012 г. в составе российского импорта этой техники насчитывалось более 50, страна занимает твердое первое место. Тем не менее основу показателей составляют порядка 10 производителей, из которых отметим Heli, Dalian и Maximal.

Германия, как страна – производитель вилочных погрузчиков для отечественного потребителя, прочно обосновалась на третьей позиции. В 2011 г. темпы прироста импорта равнялись 74% относительно показателей 2010 г. В 2012 году это значение находилось на уровне 25,5%. При этом доля страны в импорте возросла с 9% в 2010 г. и 9,4% в 2011 г. до 10,9% в минувшем.

Хорошую динамику демонстрирует импорт вилочных погрузчиков производства Южной Кореи. По итогам рассматриваемого периода в Россию было ввезено на 24% рассматриваемой техники больше, чем в 2010 и 2011 гг. вместе взятых. Основу импорта вилочных погрузчиков южнокорейского производства составляют марки Hyundai и Doosan.

Основные страны – производители вилочных погрузчиков, импортированных  в Россию в 2012 г., %

На пятой позиции расположилась Великобритания. В Соединенном Королевстве расположено производство корпорации NACCO Industries Inc., выпускающей две марки вилочных погрузчиков, входящих в ее состав: Hyster и Yale.

Почти 81% всех противовесных вилочных погрузчиков Komatsu в 2012 г. растаможило ООО «Комацу СНГ» – представительство Komatsu в России и странах СНГ. Компания значительно поправила свои позиции особенно по сравнению с 2010 г., когда объемы ввоза техники не позволили российскому представителю японского гиганта войти даже в двадцатку ведущих импортеров. Однако уже по итогам 2011 г. поставки вилочных погрузчиков увеличились в 8,4 раза. В 2012 г. темпы прироста поставок возросли еще на 56%, что позволило ООО «Комацу СНГ» занять долю на рынке, равную 9,2%.

Несмотря на то, что ООО «Универсал-Спецтехника» было образовано в 2001 г., компания на настоящий момент является одним из лидеров рынка строительной и складской техники. Подтверждение этому – вторая позиция среди ведущих импортеров вилочных погрузчиков по итогам 2012 г. За исследуемый период эта организация выступила получателем 10 различных марок, из которых наибольшую долю занимает техника Yale. В 2010 г. корпорация NACCO Industries, Inc. заключила с ООО «Универсал-Спецтехника» эксклюзивный договор на продажу вилочных погрузчиков и складского оборудования Yale в России. Кроме того, в номенклатуре российского получателя присутствует техника марок Nissan, Toyota, Sumitomo (эта марка также входит в состав NACCO), Mitsubishi и другие.

Объемы импорта ООО «Джак Моторз» по итогам 2012 г. позволили занять этой компании место в тройке лидеров. Главная импортируемая марка – Heli (продавец в России – фирма «Азия Эм-Эйч»). Закупочная компания ООО «Позитив», расположенная в Набережных Челнах, находится на четвертой позиции. Компания с 2010 года, также как и большинство лидеров, имеет положительную динамику роста. Среди основных марок, которые были импортированы в 2012 г., выделим Dalian, TCM и Still.

Замыкает лидирующую группу ООО «Юнгхайнрих подъемно-погрузочная техника» – российское представительство концерна Jungheinrich, с головным офисом в Гамбурге, машиностроительного предприятия, специализация которого – подъемно-погрузочное оборудование. По итогам 2012 г. компания растаможила практически 97% вилочных погрузчиков Jungheinrich, импортированных в Россию.

Хотелось бы сказать несколько слов о типе двигателя, который используется в вилочных погрузчиках. По мнению технических специалистов, эксплуатационные затраты на электропогрузчики значительно ниже. Тем не менее, несмотря на то, что многие издания пишут о росте количества погрузчиков с электрическим двигателем, статистика импорта говорит об обратном. На протяжении последних трех лет доля импортированных погрузчиков с ДВС возросла с 70 до 77%. Газовые и дизельные погрузчики по-прежнему популярны, в особенности, если технику планируется эксплуатировать на открытых площадках.

Структура импорта основных марок противовесных вилочных погрузчиков в Россию в 2012 г., %

Растущая доля погрузчиков с ДВС может быть возможна по причине восстановления данного сегмента, который больше всего пострадал в кризис 2008 г. Будем надеяться, что дальнейший рост рынка вилочных погрузчиков в России произойдет в большей степени за счет увеличения поставок продукции с электродвигателем. Тем более, что в некоторых западноевропейских странах доля таковых уже превышает 80%. К тому же не будем забывать и об экологической стороне данного вопроса, который в ближайшем будущем также подтолкнет покупателей использовать погрузчики с электродвигателем. По итогам минувшего 2012 г., наибольшая доля импорта вилочных погрузчиков с электродвигателем принадлежит таким маркам, как Jungheinrich, Still и Linde. Стоит особо выделить марку Nichiyu – одного из лидеров в области разработки и внедрения электрической техники для склада. Под данной маркой в Россию импортируется техника только с электродвигателем.

Переходя к выводам, следует отметить положительную динамику рынка подъемного оборудования в целом и сегмента вилочных погрузчиков в частности. При этом в планах многих компаний можно встретить прогнозные цифры по увеличению объемов поставок соответствующей техники в Россию. Также нельзя не отметить китайских производителей, которые начали достаточно активную экспансию на наш рынок. Данный факт также дает повод говорить о стабильном росте импорта в последующие 3–5 лет.

Напоследок хотелось бы выделить наиболее значимую за последнее время новость на рынке складского оборудования – это объединение двух крупнейших корпораций по производству вилочных погрузчиков – TCM Corporation и Nissan Forklift Co., Ltd. Новая фирма UniСarriers, по подсчетам специалистов, сможет занять четвертое место по уровню доходов в отрасли логистической техники с объемом продаж $2 млрд. При этом в планах новоиспеченной компании – лидерство по продаже вилочных погрузчиков.

Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году (Перераспределение на высшем уровне)
Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году
Перераспределение на высшем уровне
Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году
Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году

По итогам 2015 г. Toyota Industries Corp. (TICO) вновь стала номером один в рейтинге мировых производителей напольного транспорта, который ежегодно составляет журнал Modern Materials Handling (ММН). Группа KION заняла традиционное второе место, получив почти вдвое больший доход, чем финишировавший третьим концерн Jungheinrich.

Китайские вилочные погрузчики в России (Заняли лидирующие позиции на российском рынке)
Китайские вилочные погрузчики в России
Заняли лидирующие позиции на российском рынке
Перспективы мирового рынка напольного транспорта (Комментарии экспертов)
Перспективы мирового рынка напольного транспорта
Комментарии экспертов
Вилочный погрузчик (Алгоритм выбора)
Вилочный погрузчик
Алгоритм выбора