Китайские вилочные погрузчики в России

Заняли лидирующие позиции на российском рынке

Недавний мировой кризис лишь укрепил позиции производителей складской (и не только) спецтехники из Китая. В силу различных экономических факторов китайским производителям удалось сочетать в своей продукции относительно небольшую стоимость с достаточно высокими показателями качества. Несколько китайских производителей погрузочной техники для склада уже входят в первую «двадцатку» мировых лидеров этой отрасли, а на российском рынке эта техника прочно заняла лидирующие позиции.

Рынок на подъеме

В январе прошлого года английская аналитическая компания Reportbuyer.com опубликовала доклад, посвященный исследованию рынка противовесных вилочных погрузчиков в Китае. Как показали результаты работы британских экспертов, в 2012 г. экономика Китая вступила в стадию перехода. В результате рынку вилочных погрузчиков не удалось сохранить набранные темпы роста, которые наблюдались в предшествующие два года, а по итогам 2012 г. годовой объем продаж погрузчиков снизился на 8,0% по сравнению с предыдущим годом и в количественном выражении составил 288 662 единицы.

В 2013 г. мировой рынок приводного напольного транспорта впервые перешел миллионный рубеж: благодаря приросту в 7% объем мировых продаж составил 1,01 млн. единиц техники. Объем европейского рынка увеличился на 2%, или 315 тыс. единиц техники соответственно, при этом спрос в Западной Европе не изменился, а объем рынка в Восточной Европе вырос на 8%. Значительный рост также показали рынки Америки и Азии, и в первую очередь – КНР. После того, как в Азии в целом по итогам 2012 г. наблюдалось небольшое снижение в объемах заказов (–4,4%) и поставок (–2,6%), в 2013 г. эти показатели стали значительно увеличиваться – на 10,6 и 8% соответственно. Здесь было реализовано 394 054 ед. техники, что соответствует 40% всех мировых продаж.

В первом полугодии 2013 г. объем продаж вилочных погрузчиков Китая заметно вырос. За полгода китайские компании продали 165 366 ед. этой техники, что на 8,3% больше, чем за аналогичный период 2012 г. По данным Industrial Truck Institution China Construction Machinery Association (ранее – СITA), на внутреннем рынке КНР было реализовано примерно 125 тыс. ед. техники (рост – 7,2%). Эта тенденция сохранилась и во второй половине 2013 г. Эти цифры показывают, что Китай является лидером на мировом рынке противовесных вилочных погрузчиков.

Если говорить об изменении структуры спроса, то, согласно оценкам Reportbuyer.com, наиболее растущим в 2012 г. стал сегмент погрузчиков с электродвигателями. Это обусловлено ужесточением требований к вредным выбросам в атмосферу на транспортных и логистических предприятиях и стремлением предприятий сократить расходы на эксплуатацию складской техники. В итоге в 2012 г. доля электропогрузчиков достигла 27,7% от общего объема, что на 1,2% выше, чем годом ранее, и на 7,2% больше, чем в 2005 г. В первой половине 2013 г. доля электроприводных моделей в сегменте противовесных погрузчиков составила 26% при росте на 7,1%. Соответственно, рост в сегменте противовесных погрузчиков с ДВС (74%) составил 8,8%. Несколько отстает внутрискладская техника: ее доля на рынке в I половине 2013 г. соответствовала всего 16% (рост – 5,7%).

В дальнейшем доля противовесных электропогрузчиков в Китае будет повышаться и может достичь показателей в Европе и США (75 и 60% соответственно). Еще одной причиной роста популярности электропогрузчиков является технологическое усовершенствование этой техники. Такие машины стали более надежными, более производительными, что привело к росту покупательского спроса.

Выступая в 2014 г. на Форуме президентов Ассоциаций напольного транспорта, президент CСМА Чанг Дежин (Zhang Dejin) сделал следующий прогноз:

  • рост китайского рынка напольного транспорта, как ожидается, составит около 10%;
  • картина конкурентной борьбы не будет сильно меняться, но структура продуктовой линейки и местоположение компаний отрасли могут существенно различаться;
  • китайское правительство и общество станут предъявлять более строгие требования к безопасности и защите окружающей среды;
  • предложение на китайском рынке напольного транспорта изменится: от выпуска примерно однородных изделий компании перейдут к производству самой разной продукции и оптимизации способов ее обслуживания;
  • электроприводные модели техники и иные дружественные к окружающей среде складские машины будут в фокусе внимания производителей на следующей стадии развития рынка.

В Китае уже появились производители, ориентированные на развитие технологий будущего. В частности, компания BYD, которая является крупнейшим в мире производителем источников электропитания, представила на выставке СеМАТ 2014 (Ганновер) модели вилочных погрузчиков с перспективными литий-ион-фосфатными батареями. В 2012 г. эта компания объявила о начале продаж моделей с ферратными аккумуляторами.

Maximal на конференции АТЭС-2014

На прошедшем в ноябре 2014 г. Саммите АТЭС, где главы государств-членов обсудили возможности развития региональной интеграции и создание Зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, были приведены основные примеры успешного сотрудничества между странами, среди которых, в частности, отмечено партнерство российской компании «НТК форклифт» и китайской Maximal.

После завершения 22-го саммита АТЭС в Пекине председатель КНР Си Цзиньпин провел пресс-конференцию с местными и зарубежными СМИ, на которой подвел итоги форума. Взаимодействие российской компании ООО «НТК форклифт» и китайского производителя вилочных погрузчиков Maximal было отмечено как показательный случай плодотворного сотрудничества между Россией и Китаем.

Представители Центрального телевидения Китая за несколько дней до начала Саммита посетили московский офис эксклюзивного дистрибьютора Maximal – компании «НТК форклифт» – для съемки специального репортажа, который был показан по CCTV2 и CCTV13. Так, оба участника партнерских отношений заявили, что гордятся этим фактом и с уверенностью смотрят в будущее на дальнейшее развитие компаньонских отношений.

Производители

По данным CCMA, в настоящее время в Китае насчитывается около 120 предприятий, производящих напольный транспорт, – в основном это мелкие и средние предприятия, и более 60 из них активно расширяют свой бизнес. При этом CCMA также отмечает такую особенность этого рынка, как высокая концентрация производства: так, по итогам 2013 г. два крупнейших поставщика погрузчиков осуществляют почти половину всех продаж, 10 ведущих компаний – до 69% продаж, а 20 ведущих компаний – до 81%. В 2014 г. эта тенденция также имела место: по данным на I половину года, три ведущих предприятия отрасли выпустили 85 232 ед. напольного транспорта (61,79%), остальные – 41 160 ед. (38,21%). Большинство производств сосредоточено в провинциях Анхой, Чжэцзян, Цзянсу и в Шанхае.

Reportbuyer.com объединяет основных игроков рынка напольного транспорта Китая в несколько групп.

К первой относятся два ведущих гиганта отрасли – Anhui Forklift Truck Group (Хефей, пров. Анхой) и Hangcha Group Co., Ltd (пров. Ханчжоу), которые остаются неизменными лидерами рынка вилочных погрузчиков КНР на протяжении многих лет. В 2013 г. объемы продаж их техники составили 1089 млн. евро (976 млн. евро в 2012 г.) и 998 млн. евро (831 млн. евро в 2012 г.), что позволило компаниям занять соответственно 8 и 14 места в мировом рейтинге производителей приводного напольного транспорта, которое публикуется авторитетным изданием Modern Materials Handling (ММН). По оценкам Reportbuyer.com, в 2012 г. на их долю приходилось 46,8% продаж всех вилочных погрузчиков в Китае, а 2013 г. доля этих производителей выросла еще на 2,4%.

Во вторую группу входят крупные предприятия машиностроительной отрасли: Xiamen XGMA Machinery Co., Ltd, Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd, Lonking (Шанхай) Forklift, Ltd, Shandong Shantui Machinery Co., Ltd и Sunward Equipment Group. Некоторые из них, например Lonking (Шанхай) Forklift и Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd, работают на рынке сравнительно недавно – с 2012 г. В 2013 г. две шанхайские компании из этой группы – Lonking Forklift Co. и Hytsu – также вошли в рейтинг ММН, заняв соответственно 14-е (объем продаж – 198 млн. евро) и 18-е (82 млн. евро) места.

Третью группу составляют зарубежные компании, имеющие в КНР свои производственные предприятия. Это – мировые лидеры рынка, такие всемирно известные зарубежные производители, как Toyota Industrial Corp. (Япония), Linde (Kion) и Jungheinrich (Германия), Hyster (США), Mitsubishi и Nichiyu (Япония). Linde стала первой компанией, открывшей собственный завод в Китае. В декабре прошлого года это предприятие, расположенное в Ксиамене и до сих пор являющееся лидером в области создания электроприводной техники и складских технологий, отметило свой 20-летний юбилей: за это время им было выпущено более 100 тыс. ед. погрузочной техники. В 2012 г. компании, входящие в группу Kion, которая доминирует в сегменте техники премиум-класса, и Baoli, выпускающая машины среднего и экономичного класса, вместе занимали 7% китайского рынка погрузчиков и первое место среди иностранных марок. Чтобы удовлетворить растущий спрос на высококачественную технику на Азиатско-Тихоокеанском рынке в целом и особенно на китайском рынке, группа Jungheinrich построила в Китае новый завод, занимающий территорию в 60 тыс. м2. Его открытие состоялось 8 августа 2013 г. Завод специализируется на развитии и производстве таких видов техники, как сопровождаемые электроприводные модели тележек и штабелеров с поворотной рукояткой, противовесные погрузчики и ричтраки.

И наконец, четвертую группу представляют такие сравнительно недавно основанные компании, как китайско-американское предприятие Zhejiang Maximal Foklift Co., Ltd, Zhejiang Goodsense Forklift, Chery (Detank) и др. Тем не менее некоторые из них уже добились значительных успехов, например китайско-американская компания Zhejiang Maximal Forklift Co., Ltd, которая вошла в «тройку» лучших предприятий-экспортеров вилочных погрузчиков страны.

Ningbo Ruyi – обладатель премии «Технологический прогресс года»

В конце октября 2014 г. на юго-западе Китая, в городе Куньмин, состоялась конференция «Современная логистика и инновационные технологии», на которой компания Ningbo Ruyi, выпускающая складскую технику под брендом Xilin, была объявлена победителем и обладателем почетного звания «Технологический прогресс года».

Оправдан ли присвоенный статус компании? Несомненно. Техника Xilin постоянно совершенствуется, разработчики компании регулярно внедряют инновационные разработки в широкий модельный ряд, который включает гидравлические и электрические тележки, штабелеры, ричтраки, подъемные столы и платформы, комплектовщики заказов, а также электрические тягачи.

Xilin – это простой и понятный каждому продукт, без излишеств, но с надежной конструкцией и хорошими рабочими показателями. Высокое качество обеспечивает этим складским машинам долгую бесперебойную работу, минимальные затраты на техническое обслуживание; в совокупности с низкой стоимостью самой техники получается эффективное и экономичное решение для складских и производственных комплексов.

Импорт в Россию

По данным аналитической компании ID-Marketing*, за 2013 г. в Россию было ввезено около 19,5 тыс. новых вилочных погрузчиков на сумму примерно $350 млн. Последние годы Китай неизменно входит в «тройку» крупнейших стран-импортеров в Россию этой техники наряду с Японией и Германией. При этом в 2013 г. китайские погрузчики заняли первое место по объемам поставок в штучном исчислении и второе – в денежном выражении, уступая только японской технике. Доля этой техники рынка по объемам продаж в денежном выражении составила 23,1%, и примерно каждый пятый погрузчик, привезенный из-за рубежа, сделан в КНР. Три компании – Hangcha, Heli и Jac – вошли в десятку лидеров по продажам вилочных погрузчиков в России. Это показывает, что китайская техника пользуется большим и постоянно растущим спросом.


*Данные по импорту вилочных погрузчиков подготовлены на основе анализа таможенных деклараций ФТС России. В них включена статистика продаж моделей погрузчиков с противовесом и электрическим двигателем и двигателем внутреннего сгорания, а также некоторые другие модели мобильной вилочной погрузочной техники для склада, например четырехходовые погрузчики, погрузчики с боковыми вилами. Складская техника (ручные и электрические тележки, штабелеры и ричтраки) не учитывалась.

Ведущее место в импорте занимают лидеры китайского рынка – бренды Hangcha (НС и TFN) и Heli. Если продажами бренда Heli занимается ее единственный официальный дистрибьютор, фирма Asia MH, то погрузчики Hangcha реализуют несколько компаний. В большой степени успешность продаж последних определяет то, что часть ее техники под брендом TFN поставляет компания «ТФН-Сервис». В 2012 г. объем поставок погрузчиков этих марок был примерно одинаковым – около $14,5 млн., но в 2013 г. бренд Hangcha значительно усилил позиции на нашем рынке, в итоге разрыв в продажах между ними стал почти двукратным.

Топ-10 стран-импортеров вилочных погрузчиков в Россию
Место в 2013 г., $ Место в 2012 г., шт. Страна происхождения Объем поставок в 2012 г. Объем поставок в 2013 г.
в тыс. $ в шт. в тыс. $ в шт.
1 1 Япония 118 132 6715 90 353 5922
2 2 Китай 75 839 6329 77 798 6435
3 3 Германия 52 195 2124 55 655 2214
4 4 Южная Корея 36 641 1767 39 981 1804
5 6 Франция 14 174 649 22 677 978
6 5 Великобритания 19 818 852 15 382 644
7 9 Швеция 2836 67 12 118 84
8 10 США 2340 144 5737 196
9 8 Нидерланды 7593 197 5725 128
10 7 Италия 6289 323 4162 138
Всего 347 921 19 516 336 492 18 831
Источник: ID-Marketing.

На третьем месте стоит марка Jac, имеющая примерно такие же продажи, как и Heli (13% рынка). Ее поставщик – Jac Construction machine Cо. – является крупнейшим государственным предприятием в Китае, имеет 14 предприятий по производству разнообразной продукции и поставляет ее в 25 стран мира. Официальным поставщиком этой техники является компания ТД «Еврокара-плюс». Как утверждает сайт этой компании, с 2006 г. в России было продано более 4450 погрузчиков Jac.

Топ-10 марок вилочных противовесных погрузчиков в России в 2013 г.
Место Марка Страна Объем
продаж, шт.
1 Toyota Япония 2402
2 Komatsu Япония 1526
3 Jungheinrich Германия 1058
4 Yale США 1040
5 Heli Китай 977
6 Hyundai Южная Корея 942
7 Hangcha Китай 939
8 Jac Китай 786
9 Still Германия 764
10 TCM Япония 753
Источник: ID-Marketing.

Замыкают «пятерку» лидеров марки Maximal и Dalian. В 2013 г. поставщику техники Maximal (4-е место), компании «НТК Форклифт», удалось обойти своего ближайшего конкурента, давно известный в России бренд Dalian (5-е место). Отметим, что «НТК форклифт» входит в Топ-5 российских поставщиков напольного складского транспорта европейского и китайского производства и ранее поставляла в Россию бренд НС. Государственное предприятие Dalian Forklift Co., Ltd интересно тем, что имеет богатую историю и традиции в отрасли производства погрузчиков: именно на его заводе в 1958 г. был создан первый китайский погрузчик, давший начало истории производства вилочных погрузчиков в Китае. К сегодняшнему дню Dalian Forklift Co., Ltd стало единственным китайским предприятием, которое является специализированным производственным и исследовательским центром с полным модельным рядом вилочных погрузчиков, а также контейнерных погрузчиков и ричстакеров грузоподъемностью до 45 т.

Из второй половины Топ-10 ведущих китайских поставщиков хочется отметить марки Teu (поставщик – компания «Атлет») и Utilev («Универсал-Спецтехника»), которым в 2013 г. удалось в 5–10 раз увеличить объемы продаж. В погрузчиках Teu использована компонентная база от ведущего японского производителя ТСМ и оригинальные японские двигатели. Бренд Utilev, наряду с такими известными брендами, как Hyster и Yale, принадлежит лидеру мирового рынка напольного транспорта – компании NACCO Materials Handling Ltd. Резкий рост продаж этих марок говорит о том, что рынок китайских погрузчиков еще нельзя считать сложившимся и на нем вполне можно ожидать неожиданностей и перемен. Тем более, что в период кризиса в российской экономике, который прогнозируется в 2015–2016 гг., наверняка более востребована будет именно недорогая техника.

Импорт в Россию китайских вилочных погрузчиков
Место Производитель Марка Объем поставок в 2012 г., Объем поставок в 2013 г. Российский дилер
шт. тыс. $ шт. тыс. $ доля в китайском импорте, %
1 Hangcha Group Co., Ltd НС TFN 654 473 9624 4999 939 576 12 482 6537 24 «ТехСервисМаш» и др. (НС) «ТФН-Сервис» (TFN)
итого 1127 14 623 1515 18 018
2 Anhui Forklift Truck Group Heli 1430 14 541 977 9833 13 Asia MH
3 Jac Construction machine Co., Ltd Jac 700 7994 786 9774 13 ТД «Еврокара-плюс»
4 Zhejiang Maximal Foklift Co., Ltd Maximal 739 8281 668 7312 9 «НТК форклифт»
5 Dalian Forklift Co., Ltd Dalian 750 8578 581 6795 9 «Тракресурс»
6 Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd Liugong 58 652 510 5732 7 «Спецтехника»
7 Chery Heavy Industry Co., Ltd Chery 57 691 171 2083 3 «Волжский погрузчик»
8 Kion Baoli Baoli 146 1974 137 1550 2 «СкладТехника»
9 Anhui Teu Forklift Truck Co., Ltd Teu 9 147 111 1550 2 «Атлет»
10 Utilev forklift trucks Utilev 28 396 108 1442 2 «Универсал-Спецтехника»
Всего 6329 75 839 6435 77 798 100
Источник: ID-Marketing.

Значительно изменить ситуацию также может строительство завода по производству вилочных погрузчиков Goodsense, которое было начато 30 августа 2014 г. в г. Ступино (Московская область). На первоначальном этапе объем вложенных инвестиций в российско-китайское производство вилочных погрузчиков Goodsense составит $15 млн. Завод не будет представлять собой «отверточное» производство – основные этапы металлообработки планируется осуществлять на собственном предприятии или на других предприятиях Ступинского района. Завершение строительства завода запланировано на 2015–2016 гг., и сначала предприятие будет выпускать от 3 до 5 тыс. единиц техники в год. Погрузчики марки Goodsense достаточно успешно продавались в России в 2012-м и 2013 гг.

Совершенно очевидно, что в России появятся и другие, новые китайские марки. Так, уже заявлено, что в 2015 г. на наш рынок выйдут вилочные погрузчики и складская техника Detank – бренд, основанный группой Chery для производства подъемно-транспортного и дорожно-строительного оборудования. До настоящего момента погрузчики этой марки, хорошо зарекомендовавшие себя в Китае, экспортировались только в Европу и Великобританию, где планируется создать сборочное производство для местного рынка и России. Вся техника производится в провинции Анхой на современном автоматизированном производстве. В России марку Detank будет представлять ее эксклюзивный дилер – компания «Партнер Рус», которая планирует в 2015 г. по объемам импорта войти в первую десятку поставщиков китайских погрузчиков. По словам представителей компании «Партнер Рус», у погрузчиков Detank имеются все шансы на успех: ее выпускает серьезный производитель, техника отличается надежностью и инновационными разработками, имеет сервисную поддержку. При этом и дизельная, и электрическая техника Detank будет доступной по цене как крупному, так и малому бизнесу благодаря широкому модельному ряду и дилерской ценовой политике.

Публикацию подготовил Владимир Антонов