Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (Часть 3)
При изучении конструкций и модельных рядов ричстакеров европейского изготовления обращаешь внимание на то, что подавляющее большинство стран – производителей портового оборудования были или до сих пор остаются морскими державами, для которых и сегодня актуально развитие кооперационных связей с другими приморскими странами. Контейнерные перевозки водным транспортом, безусловно, являются одним из ключевых факторов в развитии международной торговли. Появление и совершенствование ричстакеров, изначально задуманных как альтернатива другим более затратным типам терминального оборудования, оказало существенное влияние на развитие сети промежуточных складов. Так, например, последние модели ричстакеров проектируют с учетом работы на интермодальных и железнодорожных перевалочных пунктах.
Linde
Ричстакеры подразделения Linde Heavy Truck Division, Ltd., выпускаемые на заводе в Уэльсе, трудятся во многих терминалах и портах компаний мира. Недавно клиентами компании стали такие фирмы, как Eurogate, Viamax и Meratus Lines.
Интересно, что конструкторы Linde основную ставку сделали на фактически полную унификацию производственной линейки. Модельный ряд C 4026...C 4531CH, насчитывающий в общей сложности 14 модификаций, разбит на две подгруппы – ричстакеры TL (Toplift Handler) со спредером для контейнеров и интермодальные ричстакеры CH (Combination Handler) с универсальным нижним захватом, позволяющим обрабатывать груженые автомобильные прицепы и полуприцепы. Всего в программе насчитывается три типоразмера машин, различающихся грузоподъемностью – 40, 42 и 45 т. Такое решение продиктовано пересмотром прежних маркетинговых подходов, когда согласовывать с заказчиком оснащение приходилось месяцами, допускать различные типоразмеры комплектующих, что приводило к недостаточности сравнительных испытаний новых образцов. Новая политика направлена на сокращение издержек производства и оптимизацию производительности, и ее итогом в новом для компании секторе деятельности стало создание универсальной модели, приспособленной для работы в разных условиях.
На всех моделях в базовой комплектации предусмотрен поворотный спредер (вращение влево на 95° и вправо на 185°) с поперечным отклонением ±2° и боковым сдвигом ±800 мм. Спредеры адаптированы для работы с 20- и 40-футовыми контейнерами. Основные грузовысотные и рабочие характеристики моделей приведены в таблице. С 40-футовым контейнером радиус поворота ричстакеров с поднятой стрелой составляет 13,05 м. Все модели имеют одинаковую габаритную длину по спредеру (11 618 мм), ширину (4180 мм по крыльям) и колесную базу (6,4 м). В качестве силового агрегата предусмотрен шестицилиндровый 335-сильный турбодизель Cummins QSM 11 рабочим объемом 10 820 см3 или 12-литровая рядная «шестерка» Volvo мощностью 348 л.с. Привод на передний мост осуществляется от четырехступенчатой трансмиссии Clark. Машины оснащены маслопогружными тормозными механизмами Kessler.
Модель | Максимальная грузоподъемность в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду, т | Число ярусов в штабеле контейнеров высотой 8'6'' в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду | Число ярусов в штабеле контейнеров высотой 9'6'' в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду | Высота по замкам спредера в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду, мм | Габаритная высота, мм | Рабочая масса, т | Шины |
---|---|---|---|---|---|---|---|
C 4230 TL/4 | 42/ 30/ 16 | 5/ 4/ 2 | 4/ 3/ 2 | 13 400/ 11 120/ 6850 | 4900 | 70,4 | 18.00х25/40pr |
C 4230 TL/5 | 42/ 30/ 16 | 6/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 15 900/ 14 100/11 350 | 4900 | 70,4 | 18.00х25/40pr |
C 4231 TL/4 | 45/ 31/ 16 | 5/ 4/ 2 | 4/ 3/ 2 | 13 400/ 11 120/ 6850 | 4900 | 71,4 | 18.00х25/40pr |
C 4231 TL/5 | 45/ 31/ 16 | 6/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 15 900/ 14 100/ 11 350 | 4900 | 71,4 | 18.00х25/40pr |
C 4234 TL/4 | 42/ 34/ 17 | 5/ 4/ 2 | 4/ 3/ 2 | 13 400/ 11 120/ 6850 | 4900 | 73,2 | 18.00х25/40pr |
C 4234 TL/5 | 42/ 34/ 17 | 6/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 15 900/ 14 100/ 11 350 | 4900 | 73,2 | 18.00х25/40pr |
C 4535 TL/4 | 45/ 35/ 19 | 5/ 4/ 3 | 4/ 3/ 2 | 13 500/ 11 220/ 6950 | 5000 | 76,3 | 18.00х33/40pr |
C 4535 TL/5 | 45/ 35/ 19 | 6/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 16 000/ 14 200/ 11 550 | 5000 | 76,3 | 18.00х33/40pr |
C 4026 CH/4 | 40/ 26/ 12 | 4/ 4/ 2 | 4/ 3/ 2 | 13 075/ 10 800/ 6550 | 5000 | 73,95 | 18.00х25/40pr |
C 4026 CH/5 | 40/ 26/ 12 | 5/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 15 575/ 13 780/ 11 050 | 5000 | 73,95 | 18.00х25/40pr |
C 4030 CH/4 | 40/ 30/ 13 | 4/ 4/ 2 | 4/ 3/ 2 | 13 075/ 10 800/6550 | 4900 | 76,7 | 18.00х25/40pr |
C 4030 CH/5 | 40/ 30/ 13 | 5/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 15 575/ 13 780/ 11 050 | 4900 | 76,7 | 18.00х25/40pr |
C 4531 CH/4 | 45/ 31/ 15 | 5/ 4/ 2 | 4/ 3/ 2 | 13 175/ 10 900/ 6650 | 5000 | 81,25 | 18.00х33/40pr |
C 4531 CH/5 | 45/ 31/ 15 | 5/ 5/ 4 | 5/ 4/ 3 | 15 675/ 13 880/ 11 550 | 5000 | 81,25 | 18.00х33/40pr |
Базовая грузоподъемность модели, т | 42 | 42 | 45 | 45 |
---|---|---|---|---|
(а) Угол поворота спредера, град | 30 | 45 | 30 | 45 |
(б) Расстояние от переднего колеса до оси спредера, мм | 4200 | 4100 | 4200 | 4100 |
Грузоподъемность, т, при условии «а» и «б» | 25 | 25 | 28 | 28 |
(в) Расстояние от переднего колеса до оси спредера, мм | – | 5300 | – | 5300 |
Грузоподъемность, т, при условии «а» и «в» | – | 20 | – | 20 |
Кабина по всем параметрам эргономики отвечает требованиям стандарта ISO 6682. Полностью регулируемая рулевая колонка позволяет подогнать управление по росту и комплекции оператора. Для управления стрелой и спредером служит многофункциональный джойстик с шестью кнопками. Вынесенная на панель приборов линейка со светодиодами сигнализирует о возрастании нагрузки на спредер. Фара для спредера, сиг-нальный маячок, централизованная система смазки, климат-контроль, кондиционер, предварительный обогрев кабины, CD или магнитола устанавливаются по заказу.
Динамика переработки контейнеров в портах мира по годам, MTEU
В настоящее время во всем мире переработкой грузовых универсальных контейнеров занимаются около 600 морских и речных портов. Объемы оборота контейнеров, перевозимых водным транспортом, постоянно растут: с 1990-го по 2003 год они увеличились в 3 раза, причем среднегодовой рост оборота составил около 9%. Предполагается, что к 2008 году ежегодный прирост грузооборота контейнеров в портах увеличится еще больше и достигнет 11%.
Hyster
Компания Hyster, имеющая собственные производства в Европе, США, Японии, Австралии, Бразилии, Мексике и на Филиппинах, после успешно проведенных испытаний анонсировала новую линейку ричстакеров, выпуск которых начнется уже в этом году в Нидерландах (г. Наймеген, Nijmegen). Прежняя серия, которая выпускалась с 1995 г., снимается с производства.
Вывод на рынок нового модельного ряда будет происходить в три этапа. К сентябрю 2006 г. в продажу поступят три модели типа CH (container handler) для работы с контейнерами: RS 45-27 CH, RS 45-31 CH и RS 46-36 CH. Уже через два месяца ожидается появление трех моделей серии IH (intermodal handlers): RS 45-24 IH, RS 45-28 IH и RS 46-33 IH с комбинированным спредером. А в первом квартале 2007 г. планируется представить еще две подгруппы моделей: S-CH и S-IH с улучшенными грузоподъемными характеристиками для обработки контейнеров в третьем ряду и на ж.-д. путях.
Машины будут иметь усиленную конструкцию рамы и стрелы, улучшенный спредер, обновленную систему привода и управления, а также новую кабину Hyster Vista, уровень шума в которой не будет превышать 74 дБ (A). В новинках использованы две версии шестицилиндрового турбодизеля Cummins QSM 11. Первое исполнение мощностью 300 л.с. (при 1800 мин-1) отвечает передовым требованиям EC Tier 3 (стандарт NRMM) и поставляется с четырехступенчатой трансмиссией Spicer TE-27. Другой вариант 10,8-литрового рядного двигателя при тех же оборотах развивает мощность 365 л.с. и демонстрирует более высокое значение крутящего момента (1674 Н·м против 1424 Н·м). Для него предусмотрена более мощная коробка передач Spicer TE-32. В комплектации с 365-сильным двигателем в ричстакере применены функции «мощность по требованию», «двухскоростной подъем», а также на 12% увеличена скорость подъема стрелы.
Отличная видимость спредера из кабины оператора на уровне пятого и шестого ярусов контейнеров являлась уникальной особенностью всех моделей ричстакеров Hyster. В новой серии это достоинство также реализовано сполна, но появились и новшества. Так, например, в них предусмотрена возможность сдвига кабины для обеспечения оптимального обзора при выполнении любой операции. В базовых моделях СН возможен автоматический сдвиг кабины на 0,9 м, который обеспечивает полный обзор при работе с 40- и даже 45-футовыми контейнерами на любой высоте. Максимальный обзор достигается, когда кабина сдвинута максимально назад и находится позади цилиндров подъема. По желанию клиента автоматический сдвиг кабины может быть заменен на ручной, что снижает стоимость машины.
Модель | Максимальная грузоподъемность в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду, т | Рабочая масса, т | Колесная база, мм | Габаритная длина по раме, мм | Радиус поворота, м | Шины | Габаритная высота, мм | Высота подъема в 1-ряду, м | Высота подъема во 2-ряду, м | Число ярусов в штабеле контейнеров в 1-м/ 2-м ряду |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
RS 45-27 CH | 45/ 27/ 13 | 71,1 | 5900 | 8070 | 8,12 | 18.00x25 | 4680 | 15,44 | 13,85 | 5(9'6")/ 4(8'6") + 1(9'6") |
RS 45-31 CH | 45/ 31/ 16 | 73,4 | 5900c | 8070 | 8,12 | 18.00x25 | 4680 | 15,44 | 13,85 | 5(9'6")/ 4(8'6")+1(9'6") |
RS 46-36 CH | 46/ 36/ 19 | 79,4 | 5900 | 8150 | 8,12 | 18.00x33 | 4760 | 15,55 | 13,95 | 5(9'6")/3(8'6")+2(9'6") |
RS 45-24 IH | 45/ 24/ 10 | 75,3 | 5900 | 8070 | 8,12 | 18.00x25 | 4680 | 14,96 | 13,37 | 5(9'6")/5(8'6") |
RS 45-28 IH | 45/ 28/ 13 | 77,6 | 5900 | 8070 | 8,12 | 18.00x25 | 4680 | 14,96 | 13,37 | 5(9'6")/5(8'6") |
RS 46-33 IH | 46/ 33/ 16 | 83,5 | 5900 | 8150 | 8,12 | 18.00x33 | 4760 | 15,06 | 13,47 | 5(9'6")/5(8'6") |
Для моделей типа IH стандартным является автоматический сдвиг кабины на 2,6 м, что особенно удобно при работе на небольшой высоте, когда необходимо видеть основание груза и расстояние до земли. В моделях СН кабина сдвигается вручную на расстояние до 2,6 м для обеспечения доступа к двигателю и узлам, расположенным в несущей раме.
Также в стандартной комплектации новых ричстакеров предусмотрены такие опции, как кондиционер, а также ряд систем – защиты от перегрузок, контроля наклона спредера, защиты двигателя, регулировки хода АРС 200.
Liebherr
Продукция западногерманского концерна Liebherr хорошо зарекомендовала себя во многих отраслях: горной и нефтегазодобывающей промышленности, коммунальном хозяйстве, металлургии, машиностроении и строительной индустрии. В декабре 2003 г. компания расширила свое присутствие на рынке подъемно-транспортного оборудования, дополнив ряд стапельных, причальных перегружателей, портальных кранов и челночных контейнеровозов оригинальным ричстакером LRS 645 Litronic. Эту модель, выгодно отличающуюся от конкурентов тщательной проработкой всех элементов стайлинга1, выпускают в Ненцинге (Nenzing) на австрийском заводе Liebherr-Werk Nenzing GmbH. Уже в первый год их выпуска 10 таких машин было экспортировано в Анголу, Польшу, Италию, Германию. Благодаря трансмодальному спредеру ELME, позволяющему обрабатывать автомобильные полуприцепы, ричстакер нашел широкое применение на железнодорожных узлах. Так, например, сразу три машины для своего терминала в Генке (Genk) закупил бельгийский оператор грузов TRW.
Ричстакер Liebherr LRS 645 Litronic рассчитан на манипуляции с контейнерами грузоподъемностью до 45 т с возможностью поднятия их на высоту до 6-го яруса в 1-м ряду контейнеров. Изогнутая конструкция стрелы увеличенной прочности на изгиб и кручение позволяет обрабатывать контейнеры на верхних ярусах 2-го и 3-го ряда, не вынимая при этом контейнеры 1-го ряда. Кроме того, «бананообразная» стрела может поворачивать 40-футовый контейнер на спредере (это необходимо для складирования контейнеров в прилегающих крытых складах) на большей высоте, чем традиционные ричстакеры с прямой стрелой, улучшая таким образом обзор оператору при доставке контейнера в ангар.
1 Стайлинг – базовая архитектурная пластика или особое формообразование экстерьера изделия, в котором все составные части организуют единый ансамбль и элементы которого определяют стиль дизайна. Стайлинг способен изменить восприятие функциональных конструкций, превращая утилитарное изделие в шедевр технического зодчества.
Благодаря изогнутой форме стрелы ричстакер может обрабатывать контейнерные грузы на сухогрузах с низкой осадкой, баржах и лихтерах с причала фидерных и речных портов. Предельно низкое положение стрелы позволяет опускать контейнеры высотой 8’ 6” (2591 мм) и 9’ 6” (2896 мм) на глубину до 2750 и 3050 мм соответственно. Поперечное перемещение спредера составляет ±800 мм, поворот в плане +195°...–105°.
Еще одной особенностью оригинальной модели является привод стрелы. Подъем стрелы на моделях Liebherr осуществляется одним гидроцилиндром, а не двумя, как на ричстакерах других производителей. Такое конструкторское решение гарантирует статически определяемое положение нагрузки и обеспечивает большую безопасность. Основная проблема при эксплуатации гидравлического привода стрелы – возникновение асимметричных нагрузок из-за неполадок замков гидроцилиндров и перегрузок под воздействием боковых сил. Телескопирование стрелы коробчатого сечения осуществляется двумя гидроцилиндрами, расположенными внутри корпуса оппозитно (т. е. соосно друг против друга). Первый гидроцилиндр крепится в основании несущей стрелы, второй гидроцилиндр – в верхней телескопической секции у оголовка стрелы.
Исполнение | Максимальная грузоподъемность в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду, т | Число ярусов в штабеле контейнеров высотой 9'6" в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду | Опускание контейнера ниже опорной по верхности в 1-м/ 2-м/ 3-м ряду, мм | Продольный наклон спредера, град | Поперечный наклон спредера, град | Колесная база, мм | Масса, т |
---|---|---|---|---|---|---|---|
С верхним спредером | 45/ 35/ 18 (45/ 38/ 23,5)** | 5/ 5/ 4 (6/ 5/ 4)* | –600/ –1300/ –2750 (–900/ –1600/ –3050)** |
±58 | ±3 | 6500 | 70,8 |
С интермодальным спредером | 41/ 31/ 14 (41/ 34/ 19,5)** | 5/ 4/ 3 (5/ 5/ 4)* | – | н.д. | ±6 | 6500 | 75,3 |
** С аутригерами.
Liebherr LRS 645 Litronic оснащен шестицилиндровым 362-сильным (при 2000 мин-1) турбодизелем Liebherr D 936 L и гидростатической трансмиссией, позволяющей плавно наращивать скорость до 25 км/ч (с контейнером – до 20 км/ч). Большая ширина по колесам (4250 мм спереди и 3300 мм сзади) вкупе с 6,5-метровой колесной базой обеспечивают высокую устойчивость ричстакера в движении, а также при воздействии умеренных ветровых нагрузок (актуально в морских и прибрежных портах) при работе с контейнером в верхнем ярусе на уровне 16 м по спредеру (высота по верхней точке оголовка стрелы тогда составляет 19 м). Для компенсации опрокидывающего момента на рулевой оси расположен дополнительный противовес.
Отдельное внимание конструкторы уделили организации рабочего пространства. Маневрирование, управление ходом и стрелой осуществляется всего двумя джойстиками. Как видно из самого названия, этот ричстакер, как и многие другие машины Liebherr, оснащен фирменной «интеллектуальной» системой Litronic, куда включены контроль управления параметрами двигателя, системы связи, диагностики, гидравлического привода, информационного контроля. Вместо множества приборов и систем управления ричстакер оборудован многофункциональным сенсорным монитором touch-screen с адаптивным диалоговым окном, в котором помимо скорости передвижения, частоты вращения коленчатого вала двигателя, давления масла и температуры рабочей жидкости отображаются текущие характеристики нагрузки основных систем и работы агрегатов.
Силоизмерительные датчики нагрузки, расположенные в шарнирном креплении спредера, служат для индикации нагрузки и выравнивания контейнеров со смещенным центром тяжести. В шарнирном креплении стрелы установлены датчики угла подъема и длины стрелы, позволяющие определять положение груза и траекторию его движения.
В список опций ричстакеров входят: передвижная кабина (регулируемое продольное смещение 1500 мм), кондиционер, обогреваемое кресло оператора с пневмоподвеской, софит для чтения сопроводительных документов (помимо общего освещения), задний стеклоочиститель, наружные видеокамеры с монитором, обогреваемые зеркала, дополнительные выдвижные опоры (аутригеры).
Успехи CVS Ferrari в 2005 году
В прошлом году продажи ричстакеров производства CVS Ferrari выросли на 20% и достигли 200 единиц. По этому показателю компания уверенно занимает второе место в мире (около 25% мирового производства). Основным рынком сбыта техники компании по-прежнему остается Европа, куда за год было поставлено 46% всех машин этой марки. В связи с быстро растущими заказами владельцами компании было принято решение открыть еще одно сборочное производство, запуск которого ожидается во второй половине 2006 г.
Стремясь удержать лидирующие позиции в мире контейнерной техники, компания предложила выпускать новые модели техники. К концу года будет готов новый тип электрического автоконтейнеровоза, не имеющего аналогов в мире. В середине года появится низкорамный автоконтейнеровоз-челнок «1+1», технически принципиально отличный от выпускаемых ныне машин, который, по замыслу создателей, в какой-то мере может потеснить другую технику, используемую в мире для обработки контейнеров. Уже сейчас, на этапе подготовки его прототипа, на него поступили предварительные крупные заказы из разных стран мира.
Все выпускавшиеся до этого машины были изменены конструктивно в связи с установкой новых двигателей и коробок передач, отвечающих требованиям Еuro 3. К середине 2006 г. будет запущено производство новой, четвертой по счету, «400-й» серии ричстакеров и нового поколения вилочных погрузчиков грузоподъемностью 18...32 т. Ричстакеры будут оснащены новой рулевой системой, электронным джойстиком управления спредером, цветным жидкокристаллическим дисплеем, новой гидравлической системой Bosch-Rexroth, усовершенствованной системой диагностики Can-Bus, связью по GSM и др.