Рынок труда в логистике, ритейле и e-com - как закончился 2021
В 2021 году рынок труда столкнулся с острой нехваткой рабочей силы. Рекрутинговая активность бизнеса выше, чем в аналогичный период до коронавируса. Соискатели демонстрируют избирательность, игнорируя вакансии нестабильных отраслей. Конкуренция за кадры и инфляционные процессы привели к росту заработных плат. Пандемия напомнила работодателям, что люди — их главный ресурс.
Продажи: рост за счет продуктового ритейла и развития e-commerce
Вакансий для линейного персонала в ритейле стало больше в 2,5 раза, и основной прирост обеспечил продуктовый сегмент. Линейный персонал демонстрирует высокую степень адаптивности к распространению онлайн-торговли: продавцы и кассиры переквалифицируются в сборщиков заказов. Развитие e-commerce в 1,5 раза повысило спрос на менеджеров по продажам B2B, на специалистов по закупкам — в 3 раза. Call-центры массово набирают персонал: боты пока не научились эффективно консультировать и решать проблемы с поставками.
В службах доставки высокий спрос на персонал на фоне высокой текучести
Спрос на курьеров продолжает расти. По данным SuperJob, в целом по стране вакансий за год стало больше в 5 раз. В Москве пеший курьер способен заработать до 90 тыс. руб. в месяц, автокурьер — до 150 тыс. руб. Сервисы доставки и call-центры массово нанимают персонал, однако и текучесть кадров тут очень высока. Эксперты все чаще говорят о бесперспективности подобной работы для карьерного и профессионального роста, однако конкурентные зарплаты продолжают способствовать миграции линейного персонала со строек и промышленных площадок, из ритейла и сферы общественного питания в курьеры.
Логистическая отрасль: сохранится высокий спрос на складских рабочих и водителей
Рынок труда в логистической отрасли растет благодаря развитию e-commerce и сервисов доставок. Вакансий в сфере складского хозяйства за год стало больше на треть, в сфере автоперевозок — более чем в 2 раза. Зарплатные предложения выросли на 15 и 14% соответственно — работодатели повышают оклады, стремясь снизить высокую текучесть, т.к. персонал мигрирует между логистическими компаниями-конкурентами. В 2022 году работодатели продолжат совершенствовать процессы привлечения и удержания кадров, спрос на линейный персонал сохранится на высоком уровне.
Удаленка: работать на дому оставили наиболее эффективных, растет региональный подбор дистанционных сотрудников. За время пандемии бизнес сделал выводы, кто может эффективно трудиться дистанционно. По данным на начало декабря, сотрудники, работающие удаленно из-за пандемии коронавируса, сегодня есть в 42% компаний. Это меньше, чем год назад (в декабре 2020 года было 51%), но больше, чем, в сентябре 2021 года (24%). Чаще всего в 2021 году на удаленке оставляли программистов, бухгалтеров и менеджеров по продажам. Дистанционные работники жалуются на увеличение нагрузки, но при этом не хотят возвращаться в офисы.
Столичный бизнес сегодня ищет дистанционных сотрудников в регионах чаще, чем в Москве. Большую часть вакансий на удаленке составляют вакансии в call-центрах, IT-сфере, продажах, технической поддержке и EdTech. С принятием закона об электронном документообороте в трудовых отношениях SuperJob прогнозирует дальнейшее увеличение вакансий с дистанционным типом работы в регионах.
Бизнес прочувствовал, что такое дефицит кадров
Роботы пока не в состоянии полностью заменить человеческий труд, а потому главный ресурс на рынке труда — по-прежнему люди, и пандемия напомнила работодателям об этом. Более года компании испытывают сложности с привлечением и удержанием персонала. Соискатели стали заметно реже соглашаться на невыгодные для себя условия труда и оплаты.
В непростых экономических условиях бизнес немного «раскрутил гайки»: компаний с агрессивным типом корпоративной культуры стало меньше, работодателей стали больше беспокоить вопросы вакцинации и здоровья персонала.
И работники стали относиться к предпринимательским проблемам с бОльшим пониманием: чаще одобряют принятые решения, реже жалуются. В целом недовольства Трудовым кодексом в российском обществе стало меньше.
Привлекая персонал, компании усилили работу над HR-брендами, развивают реферальные программы, стали более лояльны по отношению к уволившимся сотрудникам.
Опросы фиксируют снижение дискриминации по отношению к кандидатам. Относиться к рекрутерам тоже стали с бОльшим пониманием.
QR-коды — новое конкурентное преимущество, но, судя по количеству вакансий, далеко не главное. Работодатели понимают, что вопросы вакцинации решаемы. Главное — найти эффективного специалиста.
Самое главное: повышение зарплат в начале 2022 года будет, а вот 4-дневка или 7-часовой рабочий день — вряд ли. Премии по итогам года планируют 4 из 10 работодателей, причем в каждой пятой компании будут премировать всех сотрудников.