Александра Селезнева, ОРИЕНТИР: «На место торгового центра приходит склад»
Шоппинг все больше смещается в сторону онлайн-форматов, что приводит к росту значимости складской инфраструктуры. Сегодня ни один крупный бренд ритейла не может обойтись без собственного фулфилмента, обеспечивающего возможность быстрого сбора десятков, а иногда и сотен тысяч заказов в сутки. О том, как именно этот тренд меняет рынок девелопмента, рассказала коммерческий директор компании «ОРИЕНТИР» Александра Селезнева».
«Каждый из нас все чаще делает покупки в интернете, где роль витрин теперь выполняют карточки товаров на сайте, а роль торговых центров переходит к складским комплексам. Очевидно, что с учетом этих изменений и постоянным ростом объема заказов, компании уже не могут довольствоваться обычными коробочными решениями. Рынку стали нужны сложные системы автоматизации, которые неотъемлемо работают вместе со складом и позволяют сократить издержки логистики и увеличить эффективность сбора заказов. В умном складе абсолютно другой уровень насыщения инженерии, технологий, вентиляции, которые, помимо всего прочего, должны обеспечить комфортные и безопасные условия труда для тысяч сотрудников. Это плавно переносит нас к еще одному очень сильному тренду в коммерческой недвижимости – приверженности ESG принципам. Сегодня помимо экологических стандартов и внимания к окружающей среде при строительстве современных складов необходимо помнить и о самих людях, которые непосредственно задействованы в работе объекта. Соответствие ESG-принципам важно не только нашим клиентам, которые заботятся о социальной составляющей своего бизнеса, но и инвесторам, которые хотят быть уверены, что и через 5-10 лет комплекс останется энергоэффективен, безопасен для окружающей среды и комфортен для своих сотрудников», – отметила Селезнева.
Подводя итоги года, в рамках конференции ИД «Коммерсантъ», эксперт также рассказала о ключевых событиях и результатах компании в уходящем 2021. По ее словам, даже рост цен на строительные материалы не смог остановить взаимовыгодное развитие отношений между большим ритейлом и складским девелопментом.
«Знаковым событием для нас стало то, когда весь рынок понял и осознал, что стройка начала расти невероятными темпами и пора что-то менять на рынке с точки зрения ожидания клиентов. Еще в январе-феврале этого года говорили о том, что на прошлых ставках девелопмент просто невозможен. Как только это осознал и рынок, начались новые сделки. Кроме того, свою роль сыграл и механизм Open book, который гарантировал защиту интересов как клиентов, так и самих застройщиков. Данный формат сотрудничества позволил компаниям больше не беспокоиться о необоснованном завышении цен, а девелоперов защитил от потенциальных сделок себе в убыток. Что касается наших успехов, то особенную гордость мы испытываем за первые шаги в региональной экспансии. Дополнительную мотивацию добавила награда за логистический комплекс, который мы построили для «Ленты» в Ленинградской области. Это наш первый федеральный проект, и мы сразу же получили за него «золотой кирпич», а значит, мы движемся в правильном направлении», – заключила Селезнева.
В 2021 году «ОРИЕНТИР» завершил строительство сразу нескольких крупных логистических объектов, в том числе, современные фулфилменты для компаний OZON и Gloria Jeans. Помимо этого, девелоперы заключили договор с крупным производителем сыров – брендом «Карат» по строительству завода в Тольятти. Проект уже поддержали в правительстве региона, его завершение планируется в 2022 году. Бюджет составит около 10 млрд рублей.