СДЭК на подъёме:
новый склад в Санкт-Петербурге
Представители журнала «Склад и техника» были приглашен в Санкт-Петербург на церемонию начала строительства нового склада «СДЭК-Глобал». и расширенную пресс-конференцию руководителей компании. Сделка с девелопером PNK group по строительству нового парка уже была анонсирована летом («СиТ» №9, 2020 г.) и вызвала интерес своими масштабами.
Сегодня ООО «СДЭК-Глобал» – международная логистическая компания, располагающая более, чем 3000 пунктов выдачи в 20 странах мира, 600 якорными городами, крупными хабами в Москве и Санкт-Петербурге. Компания обрабатывает более 250 тысяч отправлений ежедневно, занимает 2-е место на рынке России по количеству посылок (после «Почты России») и является одним из крупнейших агентов Аэрофлота и S7.
Закладываем первый камень
Утром 26 февраля мы, группа специалистов и экспертов, прибыли на Московский вокзал Санкт-Петербурга и как по-классику «с корабля на бал» трансфером выдвинулись на место строительства будущего склада. Индустриальное здание расположится в «PNK Парке Софийская КАД» в промзоне к югу от Санкт-Петербурга. Строительство ведет российский девелопер промышленных объектов PNK group.
Во вступительном слове Генеральный директор «СДЭК-Глобал» Леонид Гольдорт отметил, что пандемия привела к взрывному росту спроса на курьерскую доставку товаров, хотя этот спрос и характеризуется большой нестабильностью – имеют место резкие падения и всплески, что, в свою очередь, приводит к увеличению накладных расходов и потере прибыли. Тем не менее, специалисты отрасли уверены, что тенденция роста в секторе e-commerce («электронной коммерции») – достаточно долгосрочное явление.
Все те немногие крупные, федерального масштаба логистические компании по курьерской доставке, которые сейчас работают на российском рынке, зашли в сектор услуг В2С (обслуживание конечных клиентов) из сектора В2В. У некоторых компаний зайти в сектор В2С не получилось. «СДЭК-Глобал» успешно вошла в сектор В2С и активный рост компании в этом секторе настоятельно требует увеличения складских площадей.
Сегодня основной сортировочный центр-склад СДЭК находится в г. Домодедово. Там используется уникальная двухъярусная сортировочная линия, где большая часть процессов автоматизирована. В Домодедово каждые сутки обрабатываются более 200 000 посылок, которые распределяются на 300 разных направлений по всей России и за рубеж.
Но объем перевозок постоянно возрастает, поэтому для компании жизненно необходимо развивать логистические мощности. Подготовительные работы на строительстве нового склада начались в декабре 2020 года и после праздников в середине января 2021 г. началось уже само строительство. Из-за капризов местной петербургской погоды первоначально запланированную технологию строительства строителям пришлось менять буквально на ходу: отогревать грунт, снимать верхний слой и насыпать другой материал. Сроки выполнения работ сместились, но подрядчик обещает закончить строительство в срок, сомнений в этом ни у кого нет: здание будет построено в мае, а в августе склад уже заработает.
Наконец несколько уже замерзшие, но вдохновленные представители СДЭК и журналисты приступили к долгожданной церемонии «закладки первого камня». Первый кирпич уложил сам директор Леонид Гольдорт и расписался на нем, а следом свои кирпичи уложили «акулы пера» и каждый с гордостью написал на камне название своего издания.
Петербургский филиал превращается в ключевой логистический хаб
С чувством хорошо выполненного долга все выехали в главный офис СДЭК в Санкт-Петербурге. Здесь Надежда Тайц, директор филиала СДЭК в Санкт-Петербурге, рассказала, что петербургский филиал был основан в 2011 г. В основном в зоне ответственности этого филиала находятся области Северо-Запада России.
Бизнес интенсивно растет. Сейчас в составе петербургского филиала имеется 235 офисов, работающих на правах франшизы в качестве пунктов выдачи отправлений, что составляет весьма солидную долю от общего числа офисов компании СДЭК в 20 странах мира – более 3000. Все пункты работают в единой IT-системе, упорядочивающей доставку отправлений клиентам. Руководство филиала планирует и дальше расширять сеть офисов доставки, чтобы люди даже в самых далеких и малых населенных пунктах могли заказывать товары через интернет и удобно получать их неподалеку от своего места проживания.
Надежда Тайц подчеркнула, что Санкт-Петербург отличается особой взыскательностью клиентов. Поэтому СДЭК, в отличие от всех других аналогичных компаний, организует целых 4 доставки в сутки во все пункты выдачи в Санкт-Петербурге, которых у СДЭК больше 100. А в три пункта доставка выполняется целых 5 раз в сутки.
После Москвы Санкт-Петербург второй город в России по объёму проходящих и обрабатываемых грузов и один из ключевых логистических хабов СДЭК. Все крупные логистические компании в России работают через хабы, расположенные в Москве. А руководство петербургского филиала СДЭК несколько лет назад выдвинуло идею превратить в хаб Санкт-Петербург, чтобы грузы отправлялись уже отсюда по всей России напрямую, минуя промежуточный этап перегрузки и сортировки в столице. На такой перегрузке теряются примерно сутки плюс трудозатраты и прочие расходы. К тому же будет разгружаться московский склад СДЭК, который был уже однажды (в 2017 г.) переполнен грузами. Положительный опыт у сетевого ритейла в этой сфере уже имеется.
Эта идея постепенно воплощается в жизнь. В доставке важен каждый час: например, если груз прибудет в город до 8 часов утра, он ещё может попасть на доставку к 9.00, а если задержится на час и прибудет к 9.00 – попадет на доставку уже только через сутки – назавтра в 9.00. Именно поэтому так удобно выполнять доставку на места непосредственно из Петербурга, минуя хаб в Москве – без этого (московского) промежуточно этапа прямо из Петербурга автомобили с грузами идут на курьерские базы в регионы и оттуда следуют до конечного адресата, таким образом время доставки существенно сокращается.
Сегодня петербургскому филиалу компании СДЭК по некоторым направлениям удается обеспечить сроки доставки автомобильным транспортом более короткие, чем самолетом, учитывая недостатки расписания грузовых авиаполетов, отмены рейсов из-за плохой погоды и перегруза самолета и т.д. Автомобили без остановок ведут посменно два водителя. Из Петербурга в Воронеж груз доставляется за 2 дня. От Москвы до Новосибирска автомобиль едет 4 суток.
О работе существующего в Санкт-Петербурге склада
Надежда Тайц сообщила, что на существующем сегодня в Санкт-Петербурге складе СДЭК каждые сутки выполняется 50 000 и более отправлений по 65 направлениям и на 10 000 и более адресов. На складе смонтирован стационарный рентгенотелевизионный интроскоп – оборудование, позволяющее выявлять опасные грузы, чтобы напрямую отправлять их в аэропорты (без затрат времени на проверку в аэропорту).
Интересная подробность: на автоматических линиях на складах СДЭК располагается по пять считывателей штрих-кодов – каждое отправление сканируется камерами с разных сторон, чтобы гарантированно считать штрих-код, а если считать все же не удалось, отправление проходит по второму разу. Если опять неудача – нераспознанное отправление отсортировывается в лоток, где операторы осматривают отправление и сортируют вручную. Грузы нестандартных размеров, габаритов и массы (процент «несортабельного» груза достаточно высок) сортируются не на автоматической линии.
Однако, площадь существующего в Петербурге склада всего 6200 м2 и этого недостаточно, чтобы установить автоматическую линию сортировки. К тому же до сих пор буквально каждые два года приходилось переводить петербургский склад на новое место, причём не на то, какое наиболее удобно, а какое удастся найти. В таких условиях дорого внедрять передовые складские технологии.
Новый склад – качественно новый этап развития
Конечно, журналистам и экспертам не терпелось узнать побольше о новом складе компании. Надежду Тайц буквально засыпали вопросами.
Прежде всего, новый строящийся склад площадью 18 000 м2 будет располагаться на одном месте и работать долгое время – никаких переездов не планируется. В нём установят автоматизированные сортировочные линии, будут внедрены современные технологии и оборудование для обработки грузов. Местоположение выбрано с учётом близости склада от мегаполиса – такова специфика курьерского бизнеса. Если груз пришел на склад в 8.00 утра, в 9.00 дистрибьюторы и курьеры уже должны разъехаться по маршрутам – доставлять грузы клиентам, никакие задержки не допускаются.
Количество работников на будущем складе пока не определено, оно будет зависеть от потребностей в обслуживании оборудования, окончательный состав которого пока что тоже не утвержден. Сейчас существует несколько вариантов расчетов потребного состава оборудования и количества работников. Рассматривается использование современного складского оборудования, никогда ранее не применявшегося в России и даже вообще в Европе, в том числе роботизированных линий обработки грузов с рентгенотелевизионными интроскопами.
Но можно сказать совершенно определенно – в конфигурацию оборудования будут заложены возможности расширения мощностей по мере необходимости. Введение в строй этого склада позволит петербургскому отделению СДЭК в будущем расширять бизнес. Сейчас имеется текущий план, а также перспективные на расширение через 2 года и 5 лет. На первом этапе автоматическая линия склада будет перерабатывать 7500 отправлений в час по 80 направлениям (по остальным направлениям сортировка будет осуществляться вручную), а в дальнейшем мощность будет увеличена до 15000 отправлений в час.
Для компании СДЭК было важно построить склад самостоятельно, по своему проекту, чтобы иметь возможность работать с автомобилями разной грузоподъемности – от большегрузных до легковых. В новом складе будут пандусы и уравнительные платформы высотой 1,2 м для большегрузных фур, а также пандусная группа для приема средне- и малотоннажного транспорта. Благодаря этому компания даже на первых этапах по части маршрутов сможет осуществлять прямую доставку отправлений, минуя курьерские базы в Санкт-Петербурге.
Характер работы курьерской службы во всем мире предполагает исключительно напольный характер работы, поэтому размещение грузов в складе предполагается только в один ярус. С открытием нового склада поток обрабатываемых грузов может увеличиться примерно в 6-8 раз по сравнению с тем объемом, который сейчас проходит через существующий в Санкт-Петербурге склад. С нового склада, как и со всех остальных складов компании СДЭК, грузы будут отправляться по всем городам России. Будут и транзитные грузы, и те, что предназначены для адресатов в Петербурге, Ленинградской обл. и всего Северо-Западного региона. С увеличением грузопотока стоимость обработки единицы груза понизится, а самое главное – увеличится скорость доставки грузов клиентам, если говорить о клиентах в Санкт-Петербурге, срок доставки сократится примерно на 2 часа, а для транзитных грузов время доставки может сократится на целые сутки.
В заключение пресс-конференции, говоря о планах СДЭК на ближайшую перспективу, генеральный директор Леонид Гольдорт упомянул о скором создании экспедиции по сопровождению нестандартных крупногабаритных/негабаритных грузов и компании по перевозке таких грузов.
Итак, «СДЭК-Глобал» растет и вширь, и вглубь, а главное – вверх, к новым вершинам!