Низкотемпературный склад на основе стеллажных конструкций
Сегодня продовольственная безопасность страны – неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
Сохранность продуктов – залог продовольственной безопасности страны. Для ее обеспечения строятся низкотемпературные складские терминалы длительного или кратковременного хранения. Ныне существующий рынок складской недвижимости в России появился в начале «нулевых» и сейчас активно трансформируется. Если с сухими складами ситуация постепенно улучшается, то с холодильными помещениями все далеко не так, поскольку потребность в них растет темпами, опережающими предложение.
Рынок низкотемпературных складов – довольно узкий сегмент, со своей спецификой; их используют компании из разных отраслей потребительского рынка продуктов питания. Соответственно, каждая из них имеет специфические требования к планировке, техническому оснащению и другим параметрам проекта. Часто требования к ним уникальны, поэтому распространено проектирование под конкретные нужды заказчика. Некоторые арендодатели строят универсальные склады, но при передаче их в аренду под конкретного потребителя они возводят дополнительные разделяющие перегородки, организуя новые помещения, и адаптируют оборудование.
Структура рынка низкотемпературных складов в нашей стране весьма неоднородна. Это связано не только с экономикой, но и с тем, что и как выращивается, производится и перерабатывается в регионе. Существуют компании, которые строят комплексы «на вырост», занимая лишь часть помещений, а на оставшихся площадях склада сдают в аренду палето-места, выступая в роли логистического оператора.
Определенное направление в низкотемпературных складах – монтаж отдельно стоящих или интегрированных камер на существующих складских площадях. Такое решение, по мнению заказчиков, позволяет эффективно масштабировать холодильные площади в соответствии с расширением своего бизнеса.
То, что многие советские хладокомбинаты модернизировали оборудование и перешли на смешанные хладагенты с низким содержанием аммиака, кардинально не решило проблемы дефицита площадей низкотемпературных складов. Строительство низкотемпературного склада для отдельного хозяйствующего субъекта согласно оценкам экспертов затратно и стоит в среднем дороже обычного сухого склада класса А – от 100 до 120 тыс. руб./м2. Срок окупаемости такого проекта составляет 5–8 лет. Поэтому большая часть существующих складов-холодильников строится под потенциального потребителя и сдается в аренду. Чаще всего им являются якорные арендаторы или те предприятия, кому по каким-либо причинам не хватает своих площадей, и они вынуждены арендовать дополнительные объемы. По данным исследовательских компаний, свыше 55–57% площадей всех складов-холодильников в Москве и области сдается в аренду, а около 23% предлагается вместе с услугами ответственного хранения. Свыше 19% всех площадей используется компаниями под свои нужды. Таким образом, в аренду сдается 80% всего объема предложения.
Арендные ставки холодильных складов находятся в постоянном движении. Факторов, влияющих на их величину, достаточно много – это и сезонный спрос, и потребление. В настоящее время потребление постоянно снижается, и это приводит к тому, что товарных запасов требуется меньше. Отсюда ставки аренды на холодильные склады варьируются от 540 до 1500 руб./м2 в месяц с учетом коммунальных платежей, операционных расходов и НДС.
Стоимость аренды зависит от местоположения здания: так, в Москве она тем ниже, чем дальше от МКАД расположен склад. Внутри «кольца» стоимость будет в разы больше, при этом цена аренды камер шоковой заморозки может вдвое превышать тариф аренды низкотемпературного склада. Конечно, стоимость аренды зависит и от качества предлагаемых площадей. Новые современные склады стоят гораздо дороже, чем их аналоги в модернизированных, но не современных хладокомбинатах. Хотя для входа на рынок арендодатели предлагают различного рода программы, в том числе и с пониженной арендной ставкой.
Основной составляющей аренды склада является электричество. Объем его потребления зависит от тепловых характеристик здания и температуры поступающего товара. Определение последнего параметра вызывает наибольшие затруднения. У некоторых арендодателей имеется практика взимания дополнительных платежей за каждый градус ниже –16 °С, а поддержание температуры от –24 °С и ниже – более энергоемкий процесс по сравнению с поддержанием –18 °С.
Развитию строительства складов-холодильников мешают такие препятствия, как:
- повышенные требования к электросетям (нагрузка должна быть выше, чем в обычных складах);
- ограниченное предложение пригодных для строительства земельных участков;
- необходимость использовать в таких помещениях дорогостоящие материалы и оборудование;
- дорогие эксплуатация и обслуживание.
Инвесторам просто невыгодны такие вложения, а фирмы не имеют собственных средств для строительства.
Существующую проблему «холодного» хранения не решают также оставшиеся с советских времен овощехранилища. Некоторые из них оборудуются современными холодильными установками, но «советский» антураж и морально устаревший облик таких зданий часто отпугивают потенциального арендатора даже при условии более низкой стоимости, чем у конкурентов.
На рынке присутствуют еще и мясокомбинаты и молокозаводы: они имеют в своей структуре холодильные помещения и частично сдают их в аренду. Такие предприятия работают на сырье разного рода, что позволяет им расширить свои холодильные площади и часть их сдать в аренду, в том числе своим поставщикам.
Тенденция последних лет такова, что спрос на грамотно организованные склады стремительно увеличивается и существенно превышает предложение. Сокращение дефицита складских площадей уже произошло. Причина проста – кризис и большой объем ввода новых объектов. Но современных холодильников пока по-прежнему не хватает, и эта проблема будет очень актуальна еще несколько лет. Особенно остро это ощущают предприятия, которым для организации хранения требуются современные терминалы класса А. Хотя рынок аренды холодильников расширяется не только за счет нового строительства, но и вследствие переделки и встройки в существующие сухие склады новых холодильных камер.
Различают два типа низкотемпературных складов. Они классифицируются по температуре, поддерживаемой внутри камеры.
Первый тип – холодильник. По своему конструктиву такой склад не отличается от теплоизолированного сухого, поддерживаемый температурный режим от 0 °С до +14 °С в зависимости от класса. Холодильники предназначены для непродолжительного хранения охлажденных мясных, рыбных, куриных полуфабрикатов, лекарств и фармацевтической продукции, овощей и фруктов, напитков, других продуктов питания. Некоторые холодильные склады полностью оборачиваются за сутки, поэтому зона хранения небольшая, транспортные пути рассчитываются на интенсивную эксплуатацию.
Второй тип – морозильник. Его конструкция более сложная и имеет большой объем камеры. Предназначен для глубокой заморозки и долгосрочного хранения замороженной продукции: мяса, рыбы, птицы, масложировых продуктов, полуфабрикатов, морепродуктов и т. д. В зависимости от класса внутри морозильного склада поддерживается температура до –24 °С.
Так же, как и в простых сухих складах по набору обязательных условий и требований выделяют шесть классов холодильных складских помещений:
Класс А. К помещениям этого типа предъявляют строгие требования по всем основным параметрам. Здания возводят из легких металлоконструкций и обшивают сэндвич-панелями с современной теплоизоляцией. Пол должен быть ровным, не пыльным, с допустимой нагрузкой 5 т/м2 и более. Предусмотрены современные коммуникационные системы, автоматические ворота, большие площадки для маневрирования грузового транспорта, офисные и служебные помещения. Склады-холодильники класса А размещают по возможности ближе к центральной магистрали.
Класс В. Допускается реконструкция зданий, уже бывших в эксплуатации. Пол асфальтируют или бетонируют, предусматривают пандусы для разгрузки автотранспорта. При складе располагают помещения для персонала.
Класс С. Под холодильник переоборудуют ангар или капитальную постройку с высотой потолка не менее 4 метров. Пол бетонный или асфальтированный без специального покрытия.
Класс D. Под терминал отводят подвал или объект гражданской обороны. Возможно размещение складов-холодильников класса D в ангарах, не отапливаемых производственных зданиях, в горных выработках.
Количество морально устаревших холодильников класса C и D в Москве и европейской части России постепенно сокращается. Собственники не занимаются их переоборудованием, а строят новые современные комплексы, перенося их в область или рядом расположенные регионы. Регионы России повторяют путь столицы, немного отставая от нее в развитии рынка.
Стремление избавиться от старых конструкций продиктовано целым рядом причин:
- высокие эксплуатационные затраты;
- изношенность инженерных систем;
- техническая несостоятельность холодильного оборудования;
- пожаро- и взрывоопасность помещений.
В 2010 - 2011 гг. в Москве из эксплуатации по разным причинам были выведены холодильные склады общей вместимостью около 40 тыс. тонн, что составляло 35% от всех тогда работающих объектов.
От высоты склада зависят его грузовая емкость и полезная загрузка. По высоте нижнего пояса металлоконструкций (верхней отметке, допускающей складирование) холодильники можно разделить на три группы:
- одноэтажные: высота потолка не превышает 12 метров;
- высотные одноэтажные: высота потолка от 15 до 40 метров;
- многоэтажные склады: 2–5 этажей с высотой потолков до 6 метров на каждом уровне.
Проектировщики и эксплуатирующие организации уделяют большое внимание теплоизоляции пола, защите его от вспучивания или промерзания. Сегодня устройство полов с электроподогревом – это стандартное общепринятое решение. В некоторых, преимущественно южных, регионах часто практикуется устройство пола на определенном расстоянии от земли на свайном фундаменте – таким образом, между полом и землей получается продуваемое расстояние.
С каждым годом в нашей стране все больше возводят высотные склады-холодильники. Это автоматизированные сооружения, которым уже давно отдали предпочтение специалисты европейских стран и Америки, но в нашей стране они пока не имеют большого распространения.
В Москве и регионах интенсивно строятся гиганты мясопереработки.
Высотный экспедиционный склад хранения и производства замороженных продуктов компании «Мираторг» сократил дефицит складских холодильников в Москве и области почти на 15%. Основные параметры объекта: общая стоимость проекта 100 млн евро; объем холодильного склада – 25 тыс. тонн замороженной продукции; температура охлаждения – до –28 °С. Основная конструкционная особенность такого склада – наличие высотных стеллажей для хранения продукции, которые одновременно играют роль опор несущих конструкций кровли и стен. Сегодня объект функционирует уже в полную мощность. В ближайшие годы планируется строительство еще нескольких высотных холодильников в Московской области и крупных российских городах. Высота каждого такого хранилища будет достигать 30 метров.
Европейская часть России | 72 |
Из них по регионам | |
Московская область | 32 |
Москва | 15 |
Санкт-Петербург | 8 |
Краснодарский край | 7 |
Смоленская область | 6 |
Остальные области Европейской части | 6 |
Остальная Россия | |
Сибирь и Урал | 24 |
Крайний Север | 2 |
В Санкт-Петербурге на Софийской улице, 9, литера Г12, расположен холодильный терминал ГК «Рубеж» площадью 21,7 тыс. м2. Работы по проектированию холодильного терминала группы компаний «Рубеж» были выполнены компанией «ПетроСтройГарант» в 2008 г., а уже в 2009 г. она завершила строительство. На сегодняшний день холодильный терминал ГК «Рубеж» один из крупнейших автоматизированных холодильных терминалов в России. Он вмещает в себя 40 тыс. тонн продукции для единовременного хранения и предназначен для работы с более чем 1,5 тыс. наименований товаров при обороте 4 тыс. тонн замороженных продуктов в сутки.
Холодильный терминал ГК «Рубеж» – это автоматизированный складской комплекс класса А, оборудованный роботами-штабелерами и конвейерными системами. Терминал оснащен современной WMS-системой управления складом, дистрибуционным центром, на котором производится маркировка продукции, комплектация товара и формирование сборных партий. Кроме того, склад ГК «Рубеж» оборудован современной системой видеонаблюдения и пожаротушения, удобно расположен в 0,5 км от КАД и обеспечен прямым доступом к железнодорожным путям. Все это позволяет достигать высокой скорости обработки грузов и качественной работы холодильного терминала.
Для фирм, не имеющих возможности делать многомиллионные вложения на строительство высотных складов, предлагается альтернативное решение быстровозводимые высокотехнологичные холодильники. Высота таких сооружений не превышает 9–12 метров.
Конструкция холодильника может быть реализована на фронтальных стеллажах, таким образом, заказчик одновременно получит и места для хранения и здание. Технология возведения мало отличается от строительства холодного самонесущего склада. Повышаются требования по теплоизоляции и герметичности таких помещений. В качестве ограждающих конструкций используются трехслойные сэндвич-панели с минераловатным или пенополиуретановым сердечником.
Кажущая простота применяемого технического решения обманчива. При строительстве такого холодильника требуется выполнить большой объем проектирования, связанного не только с проверкой несущей способности здания и его энергоэффективностью, но и с его инженерным обеспечением: устройством системы охлаждения, освещения, энергопотреблением, вентиляцией и пожарной безопасностью.
Строительство недорогого самонесущего низкотемпературного холодильника или морозильника актуальна для многих предприятий и регионов нашей страны. Такое решение позволяет реализовать склад в непосредственной близости от производства, в том числе сельскохозяйственной или мясо-молочной продукции, таким образом локализовав место оперативного хранения. Это позволяет не только сохранить продукцию, но не дает ей утратить потребительских качеств. Реализация условия первичная переработка/хранение в непосредственной близости от места сбора урожая позволит избежать лишних потерь. Поэтому строительство таких объектов, несомненно, перспективно и заслуживает пристального внимания со стороны потенциальных потребителей.
Также низкотемпературный склад актуален и для конечных потребителей: магазинов, гипермаркетов, продовольственных ярмарок. Особенно летом, когда сохранить продукцию достаточно тяжело, а холодильные установки внутри магазина работают на пределе своих возможностей и часто не выдерживают нагрузки, выходя из строя.
Исполнение такого склада возможно в разных вариантах. В бюджетном исполнении срок строительства может занимать от 70 календарных дней. Он определяется в каждом случае индивидуально, но он гораздо меньше, чем при возведении капитального объекта. При этом, если рассматривать долгосрочную круглогодичную перспективу работы такого объекта и его установки на утепленную бетонную плиту, срок его эксплуатации может быть не ограничен.
Немаловажным плюсом самонесущих складов является то, что демонтаж и передислокация могут быть выполнены оперативно. Собрать ранее разобранный склад на новой площади можно также достаточно быстро. При этом, если работы по разборке/сборке проводить квалифицированно, такой низкотемпературный склад можно перемещать на новое место неограниченное количество раз.
Несомненно, реализация самонесущего низкотемпературного склада требует правильного подбора оборудования, учитывающего специфику конструкций, из которых он выполнен. Но низкотемпературные самонесущие склады имеют такие достоинства, как:
- быстрота и простота сборки;
- в основном используются типовые элементы заводской готовности;
- типовые проектные решения;
- невысокая стоимость строительства;
- низкая стоимость владения и эксплуатации;
- внешний вид, как у капитальных складов;
- отсутствие необходимости отдельной закупки конструкций стеллажного оборудования, так как по факту они выполняют свое прямое назначение и одновременно являются несущими конструкциями самонесущего склада.
В завершение хочется отметить, что складская логистика и технологии возведения складов постоянно развиваются. К сожалению, в нашей стране плохо перенимают зарубежный опыт и слабо пользуются своими же наработками. В основном самые высокотехнологичные решения используют только лидеры отрасли – остальные компании либо слабо информированы, либо не имеют финансового ресурса. Поэтому низкотемпературный склад на основе стеллажных конструкций является бюджетным решением для сохранности продуктов питания и пищевого сырья.