Соовременные мобильные технологии сбора и передачи данных в розничной торговле и сфере услуг
Розничная торговля и сфера услуг в России – самые активно развивающиеся сферы бизнеса. И сегодня для эффективной работы в них как никогда актуальной становится возможность оперативного управления информацией и ассортиментом. Способность быстро реагировать на изменения покупательских потребностей позволяет повышать лояльность клиентов и, следовательно, прибыль. Чтобы такое оперативное реагирование стало реальностью, на помощь ритейлерам приходят современные мобильные технологии сбора и передачи данных.
Беспроводные технологии все глубже проникают в нашу повседневную жизнь и в различные сферы бизнеса. На сегодняшний день мировой рынок оборудования для мобильной автоматизации оценивается в сотни миллионов долларов ежегодно.
Для каких же сфер в первую очередь актуальны данные технологии? Ответ прост: практически для любой сферы деятельности можно подобрать оборудование, которое поможет оптимизировать работу и сделать ее более эффективной, – мобильные терминалы, КПК, беспроводные принтеры и сканеры штрих-кода. Все это оборудование активно используется в медицине и службах ЖКХ, на железных дорогах и в авиаперевозках. Все более активно начинают использовать подобное оборудование и в сфере услуг.
Развитие приложений для терминалов и мобильных принтеров значительно расширило сферу их применения. Если прежде деятельность разъездных сотрудников была ограничена доступом к стационарному компьютеру и принтеру, то сегодня они используют компактные переносные терминалы и принтеры, успешно выполняя работу на месте предоставления услуги.
Мобильные решения сегодня можно использовать для печати следующих документов:
- квитанции о доставке товаров;
- cчета и заказы на закупку;
- этикетки для возвращенного товара;
- акты о предоставленных услугах или ремонте;
- отчеты по результатам осмотра;
- билеты на различные мероприятия;
- штрафы ГИБДД.
Такие возможности позволяют применять это оборудование в следующих сферах.
Обслуживание на местах. Автоматизация работы разъездных сотрудников помогает повысить качество услуг и работ по обслуживанию клиентов, включая доставку, выписку счетов, расчет маршрутов и организацию труда. Терминалы сбора данных с привязкой к мобильному принтеру повышают эффективность работ, выполняемых ими, начиная от обслуживания вендинговых аппаратов и заканчивая услугами, предоставляемыми конечным пользователям. Например, пивоваренные заводы и производители безалкогольных напитков используют принтеры для печати квитанций при доставке продукции заказчику. Это очень удобно, так как потребление напитков сильно зависит от погоды и есть возможность скорректировать накладную как в большую, так и меньшую сторону в зависимости от реальной потребности заказчика.
Ремонт и техническое обслуживание. Инженеры по ремонту оборудования используют мобильные принтеры и переносные терминалы для выписки отчетов, счетов и другой документации на месте проведения ремонтных работ. Это позволяет ускорить процесс оплаты, при этом нет необходимости записывать информацию от руки и возвращаться в офис, чтобы выставить счет за проделанную работу. В первую очередь это актуально для производителей крупной бытовой техники (стиральные машины, холодильники, печи, посудомоечные машины) и техники, которая требует регулярного обслуживания, например, газовых котлов.
Коммунальное хозяйство. Инженеры по обслуживанию могут использовать терминалы сбора данных и мобильные принтеры для подготовки отчетов, для анализа данных счетчиков и выписки счетов на оплату, заданий на выполнение работ непосредственно на месте обслуживания.
Розничная торговля. Так как торговля в России постоянно развивается, мобильная автоматизация становится все более популярной. Главное преимущество, которое дает беспроводное оборудование своим владельцам, – доступ к данным в режиме реального времени из любой точки. Современный рынок торгового оборудования предлагает широкий ассортимент для мобильной автоматизации ритейла. Мобильные КПК, терминалы сбора данных, беспроводные принтеры штрих-кодов и этикеток, сканеры штрих-кодов – все эти устройства позволяют максимально оперативно собирать, передавать и анализировать информацию о ситуации в торговом зале и на складе и всегда быть в курсе того, что происходит в магазине, каковы последние изменения покупательского спроса, каким образом нужно изменить ассортимент.
Еще одно преимущество, которое дают мобильные терминалы и сканеры штрих-кода своим владельцам, – свободное перемещение по территории объекта и возможность передавать информацию в базу с любой точки, что сокращает время простоя, количество ошибок и в конечном счете издержки. Такая мобильность и возможность постоянно держать руку на пульсе позволяют вести более гибкую ассортиментную политику, делать клиентов более лояльными, а бизнес – более эффективным.
Мобильное оборудование для ритейла удобно не только для владельцев магазинов, но и для посетителей. Не секрет, что в магазинах в часы пик часто собираются большие очереди из покупателей перед кассами. Многие, потеряв терпение, уходят из магазина без покупок. Поставить дополнительную кассу – дорогое удовольствие, да и в будние дни такая касса наверняка будет простаивать. Гораздо эффективнее использовать мобильный терминал и принтер. Сотрудник магазина может подходить к покупателям в очереди и сканировать покупки, распечатывая уникальный штрих-код. Предъявив этот код кассиру, покупатель тратит всего пару минут на оплату товара. Такая клиентоориентированность, безусловно, станет дополнительным плюсом и позволит привлекать больше покупателей.
Решение использовать на своем предприятии оборудование для мобильной автоматизации требует от владельца четкого понимания того, какие задачи планируется решать с помощью этого оборудования. Важно определить, станет ли применяться оно только для сбора заказов или инвентаризации или требуется более глобальное внедрение и комплексный подход. От поставленных задач будет зависеть выбор той или иной модели терминала сбора данных, КПК или мобильного принтера, а также их сочетание. Кому-то достаточно одного терминала сбора данных, а кто-то будет его использовать только в связке с мобильным принтером чеков и документов.
Безусловно, оборудование для мобильной автоматизации нельзя назвать очень доступным. Но важно понимать, что, приобретая и внедряя подобные технические решения у себя в магазине, владелец получает в результате полное владение информацией, актуальность этой информации, мобильность персонала. Можно сказать, что вместе с этим оборудованием приобретается полноценный инструмент управления бизнесом, который обспечивает своему владельцу следующие преимущества.
• Экономия времени. Используя мобильное оборудование, больше не придется заполнять различные формы вручную. Теперь все данные вводятся в переносной терминал, и принтер осуществляет печать за считаные секунды.
• Снижение расходов. Мобильные решения снижают расходы и экономят ресурсы предприятия. Нет необходимости тратиться на закупку готовых форм и этикеток. Работа разъездных сотрудников становится более эффективной, позволяя выстраивать гибкий график обслуживания, что в свою очередь снижает расходы, экономит время и способствует повышению качества обслуживания клиентов.
• Повышение качества обслуживания. Сокращение времени с момента обращения клиента до выезда обслуживающего персонала, возможность доступа к информации из центральной базы данных и печать квитанций/ накладных на месте проведения работ или доставки товаров значительно повышают уровень обслуживания клиентов.
• Повышение эффективности. Системы автоматизации мобильных сотрудников значительно повышают гибкость и эффективность труда, обеспечивая экономию времени и снижение расходов, а также сокращают вероятность ошибок и повышают уровень обслуживания клиентов.
Растущая популярность мобильных технологий и готовность ритейлеров выделять средства на реализацию подобных проектов свидетельствуют о том, что рынок становится более зрелым и количественный рост постепенно переходит в качественный. И беспроводные технологии становятся неотъемлемой частью этого роста. Говоря об их применении в ритейле, можно с уверенностью сказать, что за мобильной автоматизацией – будущее.