Круглый стол «Российский логистический рынок в условиях новых экономических реалий»
14 октября в центральном офисе «Интерфакса» в Москве состоялся круглый стол «Российский логистический рынок в условиях новых экономических реалий», организованный агентством «Лонгмедиа». Представители компаний – лидеров рынка обменялись мнениями о текущей ситуации в отрасли.
Эксперты сошлись во мнении, что рынок складской логистики находится в состоянии ожидания. «Некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды/ строительства новых складов, – рассказала Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании «Молком». – В то же время есть те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии: увеличилась доля свободных складских площадей (в основном на севере и юго-востоке Московского региона) с 2–3% в начале года до 4–5% по итогам 9 месяцев 2014 г. Из заявленных к вводу 1,5 млн. м2 складов класса А, по прогнозам аналитиков, к концу этого года девелоперы сдадут около 1 млн. м2 (850 тыс. м2 уже введено)».
Елена Печникова, директор по развитию бизнеса Itella в России, оценила рынок складской логистики через призму индустрий, к которым относятся клиенты компании, интересующиеся складскими площадями класса А. Так, в сегментах фармацевтики, автозапчастей, DIY пока не происходит изменений, связанных с замедлением импорта. Не чувствуется спад и в сегменте «бытовая электроника», но есть тревожные сигналы: хотя трафик в магазинах не уменьшается, средний чек падает. Также, несмотря на востребованность услуг e-commerce в сегменте fashion, на самой отрасли кризис сказывается: по данным клиентов компании, не все магазины, планируемые к запуску, были открыты. Основными драйверами логистического рынка эксперты называют ретейл и обслуживание интернет-магазинов, поэтому его развитие будет зависеть в том числе от динамики показателей розничной торговли.
Как отметила Полина Винокурова, несмотря на существенный рост курса доллара и евро и вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы продолжают удерживать арендные ставки на уровне начала года – $110–130 за 1 м2 в зависимости от направления. По мнению Елены Печниковой, в дальнейшем ставки будут падать. Общим пожеланием складских операторов остается переход на расчеты в рубли. «Нескольким логистическим компаниям, по их собственным заявлениям, удалось подписать договоры с новыми арендаторами в рублях, однако условия этих соглашений гораздо жестче валютных (% индексации, объем гарантированных платежей, и т. п.)», – отметила Полина Винокурова.
В итоге эксперты отметили, что ситуация на рынке складской логистики далека от драматичной. Рынок замер в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. «Мы наблюдаем тенденцию снижения объемов рынка, но наши склады заполнены, конец года должен быть довольно неплохим», – подчеркнула г-жа Печникова.
Обсуждая ситуацию на рынке экспресс-доставки, участники круглого стола единогласно заявили о том, что e-commerce по-прежнему задает тон отрасли. «Основным драйвером рынка экспресс-доставки остается интернет-торговля. И хотя сегмент электронной коммерции в России демонстрирует замедление темпов роста с 25–30% до 12–15%, наши прогнозы достаточно оптимистичны», – считает Леонид Зондберг, коммерческий директор DPD в России и СНГ.
Количество b2c-клиентов в портфелях операторов стремительно растет, стимулируя их к расширению спектра оказываемых услуг. «Работа на рынке электронной коммерции требует от экспресс-перевозчиков новых знаний и компетенций, в их обиход вошли непривычные понятия – примерка (например, в случае обуви и одежды), возврат, частичная доставка, наложенный платеж. Большое внимание уделяется повышению профессионализма курьеров, которые могут оснащаться современными гаджетами со специальными программами», – комментирует ситуацию генеральный директор компании СДЭК Леонид Гольдорт.
Леонид Зондберг сравнил российский рынок с европейским, заявив, что первый обладает хорошим потенциалом для роста: «В нашей стране практически не существует логистики возвратов, которая обеспечивает до 50% выручки европейских операторов экспресс-доставки. В итоге возврат приходится осуществлять через отделения «Почты России», что значительно осложняет жизнь конечного потребителя». Также спикер добавил, что российский рынок отличается от европейского организацией доставки на «последней миле»: «Например, в Германии за сутки курьер успевает развезти заказы примерно 100 адресатам, в России же 25 доставок является очень хорошим показателем. Это обусловлено тем, что, в отличие от европейского, российский курьер ожидает окончания примерки, принимает наложенный платеж, оформляет возврат товара».
Эксперты сошлись во мнении, что в настоящий момент важна ценовая политика экспресс-операторов, особенно на региональных рынках. «Эффективным инструментом становятся индустриальные решения и спецпредложения для региональных компаний, которые наиболее чувствительны к стоимости услуг экспресс-перевозчиков», – заявил в связи с этим Леонид Зондберг.
Леонид Гольдорт подчеркнул необходимость расширения присутствия эскпресс-операторов в регионах и использования франчайзинговой модели, которая помогает решить эту задачу: «Ключевыми потребностями e-commerce сегодня являются низкая стоимость доставки и широта географии присутствия экспресс-оператора. По нашему опыту, эффективным инструментом в достижении этих целей может стать франчайзинговая модель. Франчайзи напрямую заинтересованы в развитии бизнеса благодаря тем возможностям, которые мы им предоставляем. Несмотря на риски, среди которых, например, вероятность потери управляемости, мы успешно используем данную модель в текущей экономической ситуации. Доля франчайзи в нашем бизнесе сейчас составляет 23%, в ближайшие три года планируем довести ее до 50%».
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассказал о ситуации в сфере таможенного оформления грузов: «Одних лишь «таможенных брокеров» по запросу в поисковых системах насчитывается около 10 тысяч, хотя только порядка 600 компаний включены в Единый реестр таможенных представителей ФТС и имеют должную профессиональную и юридическую подготовку для оказания услуг по таможенному оформлению». «Понимание совместных сложностей (обе стороны процесса находятся в одинаково жестких рыночных реалиях), выстраивание паритетных отношений, правильная оценка рисков – все это, по-моему, станет неким плацдармом для начала процедуры оздоровления отрасли», – подытожил эксперт.
Модератором круглого стола выступил заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин.
Как изменился рынок логистических услуг в новых экономических условиях? Этот вопрос мы попросили прокомментировать генерального директора компании Itella в России Николая Воинова и директора по маркетингу Логистической компании МОЛКОМ Полину Винокурову.
– Привели ли санкции, введенные против России, к изменениям в стратегии и оперативной деятельности вашей компании?
Н.В.: Мы планируем и далее развивать российский бизнес, несмотря на ситуацию на внешнеполитической арене. Россия – одно из приоритетных направлений Itella Group на ближайшие годы, и мы не думаем менять эту стратегию. Itella по-прежнему видит в стране потенциал, представляющий колоссальные возможности для развития. К тому же наши основные клиенты не попали под вступающие в силу санкции. Например, мы не работаем со скоропортящейся продукцией.
П.В.: В процессе изменения экономической ситуации и переориентации транспортных потоков у всех логистических компаний есть относительно равные шансы. На рынке всегда есть сегменты, которые продолжают расти в кризис. Важно не упустить время и занять свою нишу на рынке.
Для компании МОЛКОМ это выход в сегмент e-commerce (комплексное обслуживание интернет-магазинов) и развитие сервисов в области обработки мелкоштучных товаров. Логистическая компания МОЛКОМ не зависит от колебаний арендных ставок, поскольку мы работаем на собственных площадях, что дает дополнительную степень свободы в области тарифной политики и, что более важно, – в сфере адаптации складов под нужды клиентов (строительство холодильников, получение лицензии, закупка специализированного оборудования). Во-вторых, наш логистический комплекс включает склады разного типа, которые подходят для разных товаров, в том числе для достаточно специфичных товаров.
– Как повлияли новые экономические условия на деятельность логистических компаний?
Н.В.: Некоторое замедление экономического роста, последовавшего как итог, в частности, от экономических санкций, снизит товарооборот между Россией и европейскими странами, а также внутри стран. Это, в свою очередь, может привести к обострению конкуренции логистических провайдеров в борьбе за клиентов. Но большие компании едва ли почувствуют это, так как, работая с крупными клиентами, нацелены на улучшение сервиса и разработку новых логистических решений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы компаний. Кроме того, несомненно, сейчас настал своего рода «звездный час» российских производителей и ретейлеров. И теперь все логистические операторы с удовольствием отмечают наличие приличной доли российских компаний в своем клиентском портфеле. Например, у нашей компании – множество крупных российских ретейлеров в сфере FMCG, а также сегменте «бытовая техника и электроника».
П.В.: Введенные со стороны США и Европейского союза ограничения рынок складской логистики в полной мере почувствует, вероятнее всего, в марте–апреле 2015 г. Снижение курса рубля уже вызвало общее повышение цен на значительную часть потребительских товаров и снижение покупательской активности (спроса). К марту–апрелю (через 4–6 месяцев) товарные запасы будут формироваться на основании прогнозов, которые ретейлеры делают в настоящий момент, и, очевидно, что они будут скорректированы.
На девелоперском бизнесе ограничения вызвали сокращение инвестиций, что уже в краткосрочной перспективе (6–7 месяцев) отразится на объемах ввода новых складских площадей. Транспортный рынок ощутил действие ответных мер сразу – снизились объемы перевозок продуктов питания (мясо, овощи, фрукты, молочные продукты) из ЕС.
В настоящее время рынок «замер» в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. Представители крупных ретейлеров говорят о разнонаправленной динамике развития (у одних продажи падают, у других растут), такую же ситуацию наблюдаем в и сфере логистических услуг. Тем не менее прогнозы на следующий год большинство корректирует в сторону уменьшения.
Говоря о рынке складской логистики можно отметить следующие тренды: несмотря на существенный рост курса валют (доллара и евро) и вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы пока не начали снижать арендные ставки.
Некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды/строительства новых складов. В то же время есть и те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии (увеличилась доля свободных складских площадей).
– Как повлияли введенные санкции на деятельность ваших клиентов?
Н.В.: Разговоры о резком сокращении иностранных инвестиций в российское пространство слышны повсюду, но нельзя забывать и о том, что большое количество инвестиций уже было сделано. Множество компаний уже построили заводы, вложились в автоматизацию производств и едва ли они бросят свои начинания. То, что уже было вложено, никуда не денется, поэтому развитие логистического рынка будет продолжаться – силами иностранных и крупных российских операторов. К тому же объем перевозок с заводов-изготовителей и доставка внутри России также никуда не делись, а стали еще более востребованы рынком, и, к примеру, российская Itella с готовностью осуществляет эти услуги для клиентов.
П.В.: Объемы хранения и обработки наших клиентов соответствуют тому, что было запланировано ранее.